В Ставропольском крае губернаторские и муниципальные выборы 14 сентября показали, что оппозиционные партии, представленные в парламенте, утратили значительную часть своего голосующего электората. Такое мнение высказал корреспонденту ИА REGNUM 16 сентября политолог Антон Чаблин, комментируя результаты выборов.

«Эти голосования выделили несколько интересных моментов. Первое: я с удивлением отметил, что в абсолютных числах потеря количества голосующих парламентскими партиями. По сравнению с выборами президента в 2012 году, коммунисты за два года потеряли почти 160 тыс. человек своего электората. Тоже самое произошло с либерал-демократами и „Справедливой Россией“. Они тоже потеряли достаточно большое количество людей — соответственно, 33 тыс. человек и 16 тыс. человек», — посчитал политолог.

«В этой ситуации должна не „Единая Россия“ ставить вопрос, а это вопрос к оппозиции. Ведь коммунисты — это достаточно консолидированная группа. Это пенсионеры, представители социальных низов. Но они почему-то голосовали за Владимира Владимирова, или вообще не пошли голосовать. Почему это произошло?», — задал вопрос эксперт.

«Я считаю, что это провал коммунистов. Ставрополье не случайно называют „красным поясом“. Этому способствует сложившаяся структура населения, невысокий уровень жизни, много рабочего класса, пенсионеров — тех, кто традиционно голосует за коммунистов. Они вроде бы никуда не делись, но за коммунистов голосовать перестали. Почему они не пошли голосовать? Их обаял Владимиров или кто-то отбил желание в принципе идти голосовать?», — спросил Антон Чаблин.

«Тоже самое наблюдается в отношении ЛДПР. Во многих регионах представители этой партии попали в парламенты. В том же Крыму и Севастополе ЛДПР вторые после „Единой России“, хотя, казалось бы, их там мало знали, но либерал-демократы сумели как-то себя проявить. В Ставропольском крае на выборах в думу в 1993 году они показали феноменальный результат — 40%. Но в этот раз у них тоже провал», — сказал эксперт.

«Если посмотреть на выборы не с точки зрения победителей, а с точки зрения проигравших, для них это серьезный повод подумать, почему их партии проигрывают. При этом, не играет значительной роли тот факт, что в нынешней внешнеполитической ситуации партии проводили не активные агитации. Поскольку на президентских выборах эти партии также не очень агитировали, но итог был другой», — подчеркнул политолог.

Он добавил, что с этой точки зрения выборы президента и нынешние выборы можно сравнивать: сильный кандидат от правящего класса и три парламентские партии. Из непарламентских на президентские выборы шёл Прохоров, а здесь Нартов.

Эксперт также отметил вторую особенность нынешних выборов для Ставропольского края: низкий показатель явки и поддержки Владимирова по некоторым муниципалитетам.

«В трех муниципалитетах, где явка избирателей была низкой — Невинномысск, Ессентуки и Лермонтов, — поддержка Владимира Владимирова составила 75%. Это на десять процентов ниже, чем по краю. При этом явка в Лермонтове составила 33%, Невинномысске — 30, Ессентуках — 26%. (При средней явке 47,87% — прим. ИА REGNUM) Это тоже повод для того, чтобы разобраться, чем не угодил Владимиров жителям этих городов», — считает Антон Чаблин.

Рассуждая о причинах низкой явки избирателей в этих муниципалитетах, эксперт сказал: «По Невинномысску — это скорее всего эффект волнений 2013 года вокруг убийства казака и последующие события. Что касается Лермонтова и Ессентуков, логично предположить, что люди уехали праздновать день города Пятигорска. Но тогда должны пропорционально уезжать те, кто за Владимирова и против. Вместе с тем, там проявился именно низкий показатель поддержки за Владимирова. Чем недовольны эти люди?».

Эксперт полагает, что в нынешней ситуации избранному губернатору следует начинать изучать настроения жителей этих городов и разобраться в причинах итогов голосования.

Напомним, на Ставрополье по итогам голосования губернатором был избран кандидат от «Единой России» Владимир Владимиров — 84,22% голосов избирателей. Кандидат от КПРФ Виктор Гончаров набрал 6,1% голосов, кандидат от ЛДПР Ольга Дроздова — 5,31%, Александр Кузьмин («Справедливая Россия») — 2,29% голосов, Константин Нартов от «Партии свободных граждан» — 0,76%.

На муниципальных выборах из 18 избранных глав муниципалитетов 12 являются представителями партии власти, два от КПРФ, один от «Справедливой России» и три самовыдвиженца.

Из 83 депутатов, избранных в 15 территориях — 74 — представители партии власти, еще четверо от КПРФ и пять самовыдвиженцев. Непарламентские партии пройти в органы местного самоуправления не смогли.