«Санкции США и ЕС — это просто счастье для многострадального российского народа, который никак не может избавиться от наркотической углеводородной зависимости. Последние лет 30-40 все знали о ней, все всё понимали, но ничего серьёзного в решении данной проблемы не происходило. „Газовое счастье“ продолжается до сих пор», — заявил 16 сентября корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Леонид Заико, комментируя эффективность решения правительства РФ по эмбарго на поставку продовольствия из стран, применивших к России политические и экономические санкции.

По мнению Заико, решение о введении руководством России ответных санкций к странам Евросоюза, США и их союзникам «было принято после небольшой „промо-войны“ России с Белоруссией» — т.н. молочной войны 2009 года. Данный опыт, считает эксперт, оказался востребованным в 2014 году, когда Владимир Путин и Дмитрий Медведев объявили об ответных санкциях РФ к Западу. Заико отметил: «Это был очень правильный удар, потому что производство молока и молочных продуктов — это весьма уязвимая позиция в любой стране, которая уделяет должное внимание своему АПК. Российское руководство учло мнение специалистов, вводя эмбарго. Это отличное решение. Оно было сделано вовремя, и отличается ещё и тем, что было сделано сразу, без оглядок на оплаченные контракты и т.п.».

Оценивая выгоды официального Минска от возникновения «белорусского продовольственного оффшора», Заико отметил: «Результаты следует оценивать не по Белоруссии. У Белоруссии есть „окно возможностей“ протяженностью 1-2 года, не более того. Однако в рамках Таможенного союза сейчас есть возможность принять стратегические решения по агропромышленному комплексу, по производству основных продуктов питания — молоку, мясу и т.д.». В итоге Белоруссия может нарастить экспорт продовольствия до $5 млрд («мечта белорусов — $7 млрд экспорта»), а Россия может стать крупным экспортёром свинины, считает белорусский экономист.

По оценкам эксперта, Россия своими продовольственными санкциями оказала неоценимую услугу населению Белоруссии. «Обрушив рынки Польши, Прибалтики и других стран, белорусские потребители получили падение цен на 30-50% на груши, яблоки и т.д., — сказал Заико. — Мы получили возможность закупать импортную продукцию дешевле и снизить цены в Белоруссии на продукты питания на 30%. Т.е. белорусский народ должен аплодировать Кремлю: благодаря ответным санкциям хотя бы на год подешевле будут продукты питания. И это серьёзный параметр, т.к. белорусы около 50% своих доходов расходуют на продовольствие, тогда как во Франции, Бельгии, Германии — примерно 12-17%».

«Мы способны закупать излишнюю продукцию в Европе. Моё предложение белорусскому правительству: полностью продавать в Россию всё, что производится в Белоруссии — мясо, колбасы, сыры, всё продавать! В Калининграде рынки оголились — исчез фактор польской экспансии на продовольственном рынке. „Окно возможностей“ будет длиться год-два. Всё, что в Белоруссии есть — всё продавать в Россию! — заявил Заико. — Везти всё в Россию — эшелонами, самолётами, оленями, собачьими упряжками, на нартах. И аналогичные продукты питания покупать по дешёвке в Польше, в Литве».

Он отметил также, что благодаря российским санкциям имеющиеся в Белоруссии мощности пищевой промышленности можно полностью загрузить и увеличить производство продуктов питания примерно на треть. При этом, считает эксперт, Белоруссии не стоит пытаться стать конкурентом латиноамериканским странам — признанным лидерам в производстве говядины. «Российское эмбарго — очень удачный, очень сильный ход, который должен сказаться на российском производителе. Белоруссию российское эмбарго подталкивает к реализации интеграционных проектов», — сказал экономист. Он обратил внимание на выгодность белорусско-российской кооперации в животноводстве и других сферах.

Комментируя равенство условий для хозяйствующих субъектов Белоруссии и России после введения правительством РФ «продовольственных санкций», лишивших российские предприятия доступа к импортному сырью, Заико отметил: «Требование равных экономических возможностей — такое же, как требование, чтобы все женщины были красивыми. В этом и заключается сущность капитализма: разные издержки, разные технологические уровни, разные маркетинговые схемы и т.д.».

Оценивая разные условия конкуренции между калининградскими и белорусскими переработчиками рыбного сырья, Заико сказал: «Ребята, а зачем вы разграбили свой рыбный флот? Почему рыбный порт Пионерск стоит как какая-то ночная ваза? Развивайте! Был рыбный порт Пионерск — теперь там осталась одна фабрика по производству консервов. Возвращайтесь, ликвидируйте ошибки! Почему вы опять хотите работать на импортном сырье? У белорусов нет портов! Гнать в шею надо этих лоббистов, призывающих к работе на импортном сырье! Они не понимают стратегию развития России! Если Россия будет продолжать работать на импортном сырье, то лучше ничего не делать, а идти сдаваться в плен к немцам и американцам. У России есть жемчужина — Калининград, завоевали её, всё — развивайте! И далеко ходить не надо — буквально 1,2 км от резиденции президента в Пионерске находится порт. Я приглашаю — давайте сходим туда пешком, с Медведевым и Путиным — пройдёмся, я расскажу. И не надо просить никаких зарубежных рыбаков. Там рыбу ловили немцы несколько веков — остались даже немецкие волнорезы. Теперь там мало что осталось от СССР: два катера, на которых катаются начальники».

«Давайте поменяемся: вы нам даёте море, а мы вам даём болота белорусские! Надо мыслить стратегически. Нам сложно с Россией соревноваться. У нас самое главное преимущество — дешевая рабочая сила, зарплата в два раза ниже. Может быть, российским экспертам потребовать повышения в два раза зарплат в Белоруссии? — продолжил Заико. — Почему вы ждёте, когда вам в Калининград привезут рыбу из Норвегии? России надо работать и на Дальнем Востоке, и в Калининградской области».