По итогам референдума Шотландия останется в составе Великобритании, считает профессор финансов британской школы бизнеса Cass Business School Рой Бетчелор. Об этом он заявил 18 сентября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Я — шотландец, но я живу в Англии, поэтому я не могу принять участие в голосовании. Еще год назад казалось маловероятным, что большинство людей, живущих в Шотландии, проголосуют за ее независимость. Однако за последние три месяца разница между количеством потенциальных голосов „за“ и „против“ независимости значительно уменьшилась. Опросы населения показывают, что лишь незначительное большинство планирует голосовать против независимости Шотландии, желая сохранить ее в составе Великобритании», — отметил Бетчелор.

По его словам, выросшая поддержка в пользу независимости не отражает никакие новые убедительные доводы кампании «Да, Шотландия»: «Последние дискуссии на телевидении и в печати показали, что сторонники независимости не продумали такие ключевые вопросы, как валютная и бюджетная политика. Новые сторонники кампании за независимость „Да, Шотландия“ представляют собой людей, пострадавших во время последнего экономического кризиса. Они готовы пойти на риск, в обмен на шанс, что они, возможно, будут жить лучше при другом правительстве. Это убеждение поддерживается кампанией „Да, Шотландия“, активисты которой обещают с приходом нового шотландского правительства значительно увеличить социальные выплаты (тем не менее, не предоставив объяснение, откуда возьмутся эти деньги)».

Тем не менее, если Шотландия все же проголосует за независимость, будет многолетняя неопределенность и враждебные переговоры, пытающиеся определить, как распределить активы и обязательства Великобритании, полагает профессор. «Шотландская национальная партия уже заявила об отказе взять на себя какую-либо часть государственного долга Великобритании. Это заявление привело к росту долгосрочных процентных ставок по государственным ценным бумагам великобританского правительства. Такая неопределенность означает, что Банк Англии вряд ли повысит краткосрочные процентные ставки в этом году (как ожидалось ранее). Также это значит, что Шотландия будет иметь низкий международный кредитный рейтинг и будет платить высокие проценты по займам. Банки, имеющие в настоящее время юридический адрес в Шотландии, будут вынуждены перебазироваться в Великобританию, если они желают воспользоваться политикой Банка Англии в сфере кредитования банков для сохранения их ликвидности. Многие коммерческие предприятия в Шотландии также заявили о готовности покинуть страну, хотя на деле в этом нет твердой уверенности», — пояснил Бетчелор.

Он обращает внимание, что Шотландия уже вкушает преимущества автономного управления в гораздо большей степени, чем другие провинции Великобритании — ей была обещана еще большая степень самоуправления в будущем, если Шотландия проголосует против независимости. По его мнении, политика Великобритании не является решающим фактором для сторонников независимости, так как они уже потеряли доверие к правительству в Лондоне (особенно к сегодняшней консервативно-либеральной коалиции, поскольку большинство шотландцев голосуют за Лейбористскую партию).

«Безусловно, предоставление Шотландии все большей и большей независимости привело к росту недовольства в других провинциях Великобритании, которые не понимают, почему Шотландии были оказаны такие привилегии. Похоже, что, независимо от результата референдума о независимости, правительство Великобритании будет вынуждено предоставить больше политической свободы другим провинциям, чтобы обеспечить справедливость и последовательность. Весь этот процесс, скорее всего, приведет к развитию озлобленности: у шотландцев-сторонников независимости по отношению к правительству в Лондоне и у менее привилегированных провинций — по отношению к Шотландии, получившей исключительные привилегии», — резюмировал Рой Бетчелор.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, в Шотландии сегодня, 18 сентября, стартовал референдум по вопросу независимости от Британии. Предполагается, что в нем могут принять участие 4 миллиона 200 тысяч человек в возрасте от 16 лет. Как показали опросы общественного мнения, число сторонников и противников независимости примерно одинаково.