На исходе минувшей недели Архангельск посетила делегация норвежского Баренц-секретариата.(1) Делегацию возглавлял генеральный секретарь этой организации Рюне Рафаэльсен. В составе делегации присутствовал и генеральный консул Королевства Норвегия в Мурманске Уле Андреас Линдеман.

Во вторник, 9 сентября 2014 года, т. е. примерно за неделю до визита «баренцев» в Архангельск, губернатор Игорь Орлов на заседании областного правительства дал весьма высокую оценку трансграничному сотрудничеству с норвежцами в трансграничном норвежском Баренцевом регионе. По мнению Орлова, «сложные геополитические проблемы» ни в коем случае не должны влиять на взаимодействие архангелогородцев с норвежцами. «Это сотрудничество находится за пределами большой политики», — полагает архангельский губернатор. На важное политическое заявление Орлова относительно баренцева сотрудничества тотчас обратили внимание заинтересованные СМИ Норвегии.

18 сентября 2014 года на встрече с Рафаэльсеном и Линдеманом в Архангельске губернатор Орлов повторил свои высокие оценки баренц-сотрудничества с Норвегией. «Никто и ничто не в силах помешать проверенному временем содружеству северных провинций, губерний, областей», — заявил во вступительном слове на встрече с норвежскими чиновниками губернатор Орлов. Правда, с нашей точки зрения, здесь архангельскому губернатору все-таки следовало конкретно назвать тех, кто мешают «проверенному временем содружеству». Иначе возникает весьма неприятная и именно для российской стороны двусмысленность. Даже норвежцы поняли это и не стали освещать триумфальный по своим политическим итогам визит Рафаэльсена в Архангельск.

Итак, циркумполярные арлекины раздают пинки и оплеухи русскому Пьеро, а тот в ответ даже не плачет, а хочет дальше только «дружить и сотрудничать». Свои примечательные для норвежцев заявления губернатор Архангельской области сделал ровно месяц спустя после того, как Норвегия 11 августа 2014 года присоединилась к санкциям, наложенным на Россию Европейским союзом. Самое существенное в них, затрагивающее не только Северо-Запад РФ, но и Россию в целом, — это запрет на поставки в нашу страну высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике и на глубоководном арктическом шельфе. Означенное обстоятельство в очередной раз продемонстрировало, что Запад и Норвегия, в частности, весьма ревниво следят за усилиями России по освоению газовых и нефтяных месторождений Арктики. Что касается отдельно Норвегии, то норвежские санкции — это крайне недружественный жест по отношению к России, касающийся именно российского сектора Баренцева региона. Разве архангельский губернатор Орлов не понимает означенного обстоятельства? Ведь до санкций 11 августа 2014 года Норвегия уже пять раз объявляла о введении все новых и новых санкций против РФ — 18 и 25 марта, 11 апреля, 26 и 28 мая 2014 года. Архангельский губернатор Орлов не слышал о них или не хочет слышать из Архангельска?

Норвегия, не являясь членом ЕС, тем не менее поддерживает все введенные Евросоюзом против РФ ограничения. Это факт. И не только поддерживает, но и сама присоединяется к ним. Если Норвегия не входит в ЕС, то почему она со столь завидной ревностью следует европейской политике санкций по отношению к России? Где наш Крым и где та Норвегия? А еще украинский кризис продемонстрировал, что Норвегия вместе со шведами занимает крайне жесткую позицию по отношению к России, оказавшись при этом в одном «клубе» с США и Великобританией. Даже позиция Германии и Франции не идет в сравнение с позицией Норвегии. Очевидно, что жесткая политика Норвегии по отношению к России обусловлена как ее собственной позицией арктического соперничества, так и ее отношениями с США в рамках общей политики НАТО. Иных рациональных объяснений враждебному поведению Норвегии по отношению к России нет.

Россия 6 августа 2014 года в ответ на действия Норвегии включила эту страну в список государств, на которые распространяется продовольственное эмбарго. Был введен запрет на ввоз в Россию продовольственных товаров из Норвегии — мясных, молочных продуктов, овощей и, самое главное, рыбы. 20 августа 2014 года постановлением правительства РФ запрещен ввоз в нашу страну живой рыбы, включая мальков семги и форели, необходимых для аквакультуры, а также семенного картофеля. Последний норвежцы, например, до эмбарго широко поставляли каждый год в Архангельскую область. Из-за отказа импорта норвежской живой рыбы в начале сентября 2014 года прекратил свою работу Мурманский рыбный комбинат. Губернатор Орлов не знает об этих мерах российского правительства, инспирированных враждебной политикой Норвегии, коснувшихся северян?

13 сентября 2014 года накануне визита в Архангельск на конференции в Тромсе по трансграничному сотрудничеству представителей региональных властных структур Норвегии и негосударственных гуманитарных организаций норвежцы обсудили возможности трансграничного сотрудничества в обстановке введения Норвегией санкций против России и ответных санкций России в отношении Норвегии. Конференция в Тромсе была организована все тем же норвежским Баренцевым секретариатом. Участники конференции единодушно поддержали норвежское правительство в его политике «приверженности санкционной линии ЕС в отношении России». Позиция норвежского МИДа, высказанная на конференции, — сотрудничество, не подпадающее под санкции, должно продолжаться. Более того, участники совещания в Тромсе решили активизировать трансграничное сотрудничество в складывающейся напряженной ситуации между странами. В этом участников конференции также целиком поддержало Министерство иностранных дел Норвегии, которое руководит деятельностью норвежского Баренцева секретариата.

Архангельский губернатор Орлов своими безответственными заявлениями по баренцевой политике продемонстрировал свою полную политическую некомпетентность. Он не смог пустить в ход даже присущую моменту и столь необходимую ответственную политическую риторику. Досадно видеть на важном политическом посту губернатора стратегического приарктического региона России человека с кругозором замначальника цеха провинциального завода.

Более того, своими политическими заявлениями относительно сотрудничества в Баренцевом регионе с норвежцами Орлов выдал важный политический кредит Баренцеву секретариату, подтвердив норвежскому правительству важность деятельности этой организации в России. Ведь, согласно стратегии трансграничного сотрудничества, открыто сформулированной еще в конце прошлого века американским политологом Збигневом Бжезинским, страны Запада должны вести это дело так, чтобы со временем регионы России смотрели вовне на своих партнеров, а не на Москву. Орлов своими безответственными политическими заявлениями продемонстрировал, что Архангельск в сложившейся сложной международной ситуации смотрит именно на норвежские Киркенес и Тромсе, а никак не на российскую столицу. По логике губернатора Орлова выходит, что санкции Норвегии касаются Кремля и лично президента Путина с его окружением, но никак не Орлова с его областью. Архангельская область стоит вне рамок российских геополитических проблем. Уберите Кремль и Путина, и тогда дружба и сотрудничество окончательно восторжествуют, а о санкциях можно будет забыть. Норвежцы теперь могут только аплодировать. В результате своей многолетней деятельности в Баренцевом регионе они, хотя бы на фоне риторики, раскололи русских, противопоставив регион Москве. Архангельску в лице Орлова, получается, не интересны геополитические проблемы в Арктике и не важны общегосударственные интересы. Его логика проста — пусть весь мир провалится, но мне чтобы чай всегда пить. Архангельск хочет «сотрудничества» в рамках норвежского Баренцева региона, несмотря на идущую войну Запада против России.

Что должен был бы делать политически компетентный губернатор, окажись он на месте Орлова? Ему следовало неоднократно и публично задать вопрос норвежской делегации Баренцева региона: почему норвежцы говорят о дружбе, а на деле проводят крайне недружественную политику санкций по отношению к России и ее северным регионам. Губернатору следовало добиться от норвежцев четких ответов на подобный неоднократно поставленный вопрос. Здесь надо уяснить себе, что политика санкций Норвегии по отношению к России дает хороший повод для того, чтобы ограничить или навсегда закрыть навязанный Западом России Баренцев трансграничный проект. Угроза закрытия Баренцева региона должна быть использована для воздействия на Норвегию. Это хороший политический рычаг давления на эту страну.

А еще в Архангельске генеральный секретарь Баренцева секретариата Рюне Рафаэльсен посетил САФУ и провел официальную встречу с руководством университета. Здесь он, разумеется, встретил самый теплый прием. Ведь федеральный университет с момента своего основания благодаря безответственной деятельности ректора Елены Кудряшовой попал в сети норвежской политики мягкой силы. В руководстве университета, например, числится агент влияния норвежцев проректор Марина Калинина.

На переговорах с Рафаэльсеном Кудряшова заявила норвежцам: «Нам особенно приятно принимать делегацию Баренцева секретариата, потому что нас с вами связывает дружба, длящаяся больше 20 лет. За эти годы реализованы сотни совместных проектов, в которые были вовлечены студенты и преподаватели САФУ. Уверена, что за эти годы выросло целое поколение молодежи в северной Норвегии, северной Швеции, северной Финляндии и здесь, на Северо-Западе России, которая совсем другими глазами смотрят на мир, на Баренцев регион, на Арктику и друг на друга». Общий «северный идентитет», таким образом, налицо. Рафаэльсен, в свою очередь, заверил руководство САФУ, что, несмотря на политику санкций, сотрудничество Баренцева секретариата с российским университетом по различным направлениям продолжится. Теперь норвежцы собираются параллельно политике санкций осуществлять и политику мягкой силы в России, удобным каналом для проведения которой является федеральный университет. Таковы российские реалии: «другие глаза» враждебных санкций Норвегии никак не замечают, когда «смотрят на мир, на Баренцев регион, на Арктику и друг на друга». Ведь санкции — это проблема исключительно Москвы и Кремля, а у САФУ — дружба с норвежцами и вечная дорогая пьянка.

Теперь немножко о культурном сопровождении визита Рафаэльсена в Архангельск. Одним из направлений подрывной деятельности норвежского Баренцева секретариата в Архангельской области продолжает оставаться работа по изменению этнической идентичности жителей Архангельской области. В Каргополе, например, 11 сентября 2014 года открылась внешне безобидная выставка «Духовный мир Баренц-региона». Но, на самом деле, экспозиция работает в рамках программы «Музей, культурное наследие и северная идентичность». Продвижение норвежцами идеи общей «северной идентичности» имеет цель — разрушение русской идентичности у жителей северных регионов Российской Федерации.

В середине февраля этого года местный агент влияния норвежцев в Архангельске директор Баренцева информационного центра Андрей Шалев провел «совещание» с новым главой поморской Ассоциации области Вадимом Медведковым о перезагрузке культурной работы по поморскому направлению. Поморство — это конкретное содержание абстрактной северной идентичности. В рамках этой деятельности направляемые норвежцами этнические мошенники в Архангельске попытались к приезду делегации Баренцева региона продемонстрировать ряд культурных мероприятий с определением «поморский» — «Поморская семга» и «Поморская красавица». Конкурс «Поморская красавица» был организован выступающим в амплуа «патриота» вечным общественником Александром Тутовым — ближайшим другом известного в Архангельске этнического мошенника Ивана Мосеева. Мероприятие «Поморская красавица» было проведено в Архангельске в местном Центре патриотического воспитания (!). Получается, что Центр патриотического воспитания в нашем городе под маской патриотизма спонсирует мероприятие с явным антинациональным подтекстом, за которым на самом деле стоят враждебные нашей стране иноземные деятели Баренцева региона, типа присутствовавшего на конкурсе врага России норвежца Реми Странда.

Абсурдность ситуации подчеркивает то, что глава Министерства по местному самоуправлению и внутренней политике Архангельской области Наталья Кадашова в очередной раз (она делала это и в прошлые годы) профинансировала в Архангельске культурное мероприятие поддерживаемых норвежцами заведомых этнических мошенников. Возникает законный вопрос: почему направляемый норвежцами глава Ассоциации поморов лидер этнических мошенников Вадим Медведков до сих пор занимает место в Общественной палате Архангельской области? По итогам визита руководства Баренцева секретариата в Архангельск можно констатировать: гниение федерального университета, местной культурной политики и местных властей продолжается и медленным, но верным темпом движется к запланированному за рубежом финалу.

(1) Постоянный орган трансграничного Баренцева региона норвежский Баренц-секретариат является подразделением Министерства иностранных дел Норвегии. Баренц-секретариат располагается в норвежском городе Киркенес. Официально Баренц-секретариат стимулирует трансграничное региональное сотрудничество в рамках установленных приоритетов для создания общего идентитета. Фактическая цель работы Баренц-секретариата — маскируемая социальной благотворительностью подрывная деятельность в северных регионах России посредством грантового финансирования.

Дмитрий Семушин (Архангельск)