Двадцать процентов россиян считают Китай дружественной страной. Такие данные озвучил журналистам директор агентства «Евразийский монитор» Игорь Задорин, ссылаясь на совместное исследование Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) и Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» — «Интеграционный барометр ЕАБР». Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 23 сентября

«Согласно опросу, наиболее дружественными странами для россиян являются Белоруссия и Казахстан. В последний год неожиданно высокий процент населения дружественной для России страной назвал Китай. Конечно, надо учитывать, что опрос проводился в апреле — мае, когда Китай во многом поддержал в той или иной степени Россию в трудный момент. Политики и аналитики по-разному интерпретируют эту поддержку, но в массовом сознании это отразилось», — комментирует результаты исследования Задорин.

Кроме того, исследователи отмечают постепенную переориентацию потребительских предпочтений от Европы и США на Азию. «Это общий тренд для всего региона СНГ, — рассказывает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. — Что касается Азии, а в первую очередь мы имеем в виду Китай, то здесь происходит коренной перелом в общественном сознании». По словам эксперта, если еще два-три года назад потребитель выбирал китайские товары преимущественно в силу их ценовой доступности, то теперь они перестают восприниматься как дешевые и некачественные. «Это отражается на двух показателях: на предпочтениях по товарам и на предпочтениях по научно-техническому сотрудничеству. Люди хотят дружить с Китаем в науке и технике, чего раньше не было», — подчеркивает Винокуров.

Что касается китайского капитала, то постсоветские республики, особенно Центральная Азия, «испытали в нем некоторое разочарование» и теперь в большей степени ожидают приток инвестиций из России, отмечают исследователи. Эксперты связывают это с тем, что приход китайского капитала часто обставлен рядом условий — «мы инвестируем, но взамен приводим своих рабочих». «Российские инвестиции с такими условиями не связаны», — отмечает Евгений Винокуров. Важно, что, отвечая на этот вопрос, люди формулировали не только свое отношение к деньгам из той или иной страны, но и к носителям этих денег — предпринимателям и бизнесменам, добавляет Игорь Задорин. «Образ предпринимателя из России и Китая — это разные вещи, и это важный нюанс», — убежден эксперт.

Напомним, что опрос проводился в апреле — июле 2014 года. Участие в опросе приняли более 13 тысяч граждан 10 стран СНГ и Грузии — от одной до двух тысяч человек в каждой стране. В отчете не представлены данные по Туркмении ввиду сложностей, с которыми столкнулись социологи в этой стране.