Музей «Мистецький арсенал» в Киеве, расположенный напротив Киево-Печерской лавры, вероятно, стал любимым местом нынешнего украинского президента. Петр Порошенко уже третий раз с момента своего избрания организовывает выступления именно здесь — среди картин и инсталляций. С полудня 25 сентября тут начинают собираться журналисты — президент дает первую настоящую пресс-конференцию после выборов в мае.

Чтобы попасть в зал, нужно было пройти сразу несколько кордонов защиты. В принципе, картина, традиционная на Украине для мероприятий с политиками первого эшелона. На одном кордоне проверяют редакционные удостоверения, на втором — пропускают через рамку металлоискателя и досматривают вещи. И лишь на третьем спрашивают про аккредитацию. Тех, кто все эти этапы контроля прошел, запускают в зал, где угощают чаем и бутербродами. В основном на пресс-конференцию собрались киевские журналисты, но то тут, то там мелькают представители региональных каналов. Например, из Одессы были телеканал приближенного к Порошенко главы облсовета, экс-регионала Алексея Гончаренко «Думская-ТВ» и «Седьмой канал», который недавно также приобрели структуры, близкие к президенту. Представители российских СМИ смотрятся белыми воронами. Журналистам информагентств проще, на диктофонах и компьютерах знаков отличия нет. А вот телевизионщикам сложнее — корреспондента ВГТРК обступили украинские журналисты и на камеру попытались узнать, что же он тут делает и о чем будет спрашивать президента. Тот отбился. И вот заходит президент. В окружении 7 охранников. Хотя позже, отвечая на вопросы журналистов, Петр Порошенко заявит: «Я ничего не боюсь…»

Начинает свое выступление украинский президент со «Стратегии развития Украины до 2020 года». Закончив спустя полчаса, привычно говорит: «Слава Украине». Но сейчас в первый раз зал ему не ответил традиционной для постмайданной Украины кричалкой «Героям слава». Да и аплодисменты президенту достались какие-то жиденькие.

И вот пришла пора вопросов. Большинство из них, мягко говоря, не были очень уж острыми. Вообще, за 2,5 часа общения с прессой свои вопросы смогли задать около трех десятков СМИ. Порядок был такой — еще на входе журналистам раздавали листочки с названием СМИ. Кого забыли — те мастерили таблички из подручных материалов. Затем поднимали их над головой и ждали позволения пресс-секретаря Порошенко задать вопрос. А он в первую очередь давал слово изданиям, достаточно лояльным к украинской власти. И вот поступает первый вопрос — получал ли Петр Порошенко какие-либо угрозы от Владимира Путина во время прямых переговоров. Ответ — красноречив и уклончив. «Ответ мой будет очень прост. Первое — я ничего не боюсь. И никогда ничего не боялся. Дополнительную силу мне придает то, что я представляю большое государство, очень мощное, с очень сильным народом. Я представить себе не могу, чтобы во время разговора со мной мне кто-то чем-то угрожал. Это абсолютно невозможно, и моя реакция будет мгновенной», — заявил Порошенко. Ранее европейские СМИ сообщали со ссылкой на слова самого Порошенко об угрозах Путина в случае необходимости ввести войска в любую европейскую столицу.

В целом имя Путина не единожды звучало на пресс-конференции украинского президента. Более того, Порошенко пообещал в ближайшие три недели встретиться со своим российским коллегой. «Я думаю, что в течение трех недель у нас состоится встреча с Владимиром Владимировичем. Она будет трехсторонней. Она будет в Европе. От чего она будет зависеть — от выполнения мирного плана. Какой там будет формат — тоже зависит от обстоятельств» — ответил Порошенко.

Затем президента спросили об особом статусе Донбасса. Ответ для многих стал откровением. «Никакого закона о специальном статусе Донбасса не существует. Это выдумки или оппонентов, или из-за границы. Я такого не подписывал.» — заявил президент, который ранее фактически в ручном режиме заставлял депутатов голосовать за закон о предоставлении отдельным районам Донецкой и Луганской областей особого порядка самоуправления. Впрочем, увидев недопонимание на лицах журналистов, решил дополнить свой ответ. «Это всего лишь часть реформ, связанных с децентрализацией власти. Есть закон об особом режиме местного самоуправления, и никакие центральные государственные функции никому Украина не делегирует, и вопросы суверенитета, территориальной целостности, независимости никем и никогда не могут быть выставлены на торги», — сказал Порошенко. Он также опроверг сообщения об особом порядке назначения прокуроров и формирования силовых структур в Донбассе.

Одной из главных тем общения ожидаемо стала ситуация на фронте и перемирие. Во-первых, Петр Порошенко достаточно уверенно и много раз говорил о том, что мира удастся окончательно достичь в ближайшее время. Во-вторых, для сомневающихся в очередной раз повторил цифру потерь украинской военной техники — 65%. Кроме того, по его словам, подготовка армии к зиме — отдельная проблема. Например, термобелье. «Новый вид термобелья Минобороны купить не может, оказывается, потому что его нужно поставить на вооружение. Для этого надо пройти полугодовые испытания. Вопрос теплой одежды, курток, бушлатов, резиновых сапог, плащей, печей, современного топлива, угля, дров и другое — этот вопрос решен, график поставки согласован, и в кратчайшие сроки это все должно быть в войсках», — заявил Порошенко. Кстати, ранее спикер информационного центра СНБО Андрей Лысенко отчитался, что все солдаты в зоне «АТО» уже сейчас обеспечены зимними вещами.

И каждый раз президент подчеркивал, что Донбасс является частью Украины. На вопрос, когда же он собирается посетить эту часть Украины, в частности, Донецк, президент ответил: «Я там был прямо накануне выборов. Я уверен, что это может произойти сразу после местных выборов. Ключевая позиция — выборы должны состояться 7 декабря, как это было указано в законе. И тогда, когда Донецк изберет легитимного городского голову, который сможет представлять интересы жителей города, я с удовольствием с ними встречусь. Почему этого не происходит раньше? Потому что пока там не с кем встречаться».

Затем Порошенко спросили о баллотировании в парламент всей семьи — в частности, отца и сына президента. Тут президент изложил красивую историю, в очередной раз заявив, что его сын Алексей фактически втайне от матери ушел добровольцем на фронт. Но вот теперь по принципу ротации вернулся домой и идет на выборы по мажоритарному округу, что позволит ему попасть в парламент в результате честной конкурентной борьбы. Достаточно интересная версия. После слов президента американским журналистам об участии Порошенко-младшего в «АТО» журналисты заинтересовались этой темой и даже обнаружили Алексея в Виннице. Зато его «возвращение» с Донбасса достаточно удобно все объясняет — в том числе нахождение героя в Виннице. Теперь поди проверь — воевал ли наследник президента на Востоке инкогнито или нет. Да и что касается конкуренции — в вотчине семьи Порошенко — Виннице — вряд ли у президентского сына будет серьезная предвыборная борьба.

Дальше один из журналистов задает президенту вопрос на русском языке. Порошенко почему-то удивился: «А что это вы по-русски спрашиваете?» Хотя ранее на русскоязычные вопросы он так странно не реагировал, как, впрочем, и на англоязычные.

Затем слово взяла журналистка львовского телеканала. Она сделала реверанс в сторону Порошенко, заявив: «Ездить на подобные оказии к вашему предшественнику было плохим тоном, сейчас это не так, мы счастливы, что вы наш президент. Напомню, Львовская область отдала за вас больше всего голосов». Она удивилась тому, что вся Украина должна восстанавливать Донбасс, и задала президенту вопрос о предоставлении бойцам ОУН-УПА официального статуса участников боевых действий. Порошенко ответил — именно сейчас самое время поднять этот вопрос. «Вопрос воинов ОУН-УПА раскалывал страну, и именно поэтому он не выносился в первый ряд повестки дня», — сказал он.

Далее Порошенко подчеркнул, что Украина ни при каких условиях не обратится к международным структурам относительно ввода миротворцев в страну и признался, что все еще не видел текст закона о люстрации, после чего перешел к отношениям с Белоруссией и Казахстаном. Он заявил, что эти страны не поддержали Москву в конфликте с Киевом, а потому остаются важными партнерами для Украины. И не упустил повода сделать выпад в адрес Таможенного союза. «Я не вижу никаких оснований для применения каких бы то ни было санкций в отношении наших надежных торговых партнеров, которыми являются Казахстан и Беларусь. Я считаю, что после того, как они вступили в Таможенный союз, то вопросы о применении защитных мер и санкций со стороны Российской Федерации должны быть предметом регулирования Евразийской экономической комиссии, потому что она уже делегировала туда полномочия. И подобные решения подрывают основы функционирования Таможенного союза… Если сказать, что я этим фактом очень расстроен, — я погрешу против истины. Но это доказывает, с моей точки зрения, неэффективность этого межгосударственного объединения, его неискренность. Когда нужно — у нас межгосударственное объединение, когда не нужно — мы (Россия) применяем санкции самостоятельно», — открыто смеясь, заявил Порошенко.

Затем он добрался и до российских телеканалов. Слово дали всего двум. Сперва — «Дождю». Украинский президент посоветовал украинцам смотреть именно «Дождь», а другие российские каналы игнорировать. На вопрос «дождливых» журналистов об отношениях с Коломойским украинский президент отметил: «Функции главы ОГА в Днепропетровске, в том числе по развитию экономического потенциала и обороны, главой администрации выполняются эффективно. Заменять его я не собираюсь». Затем предоставили право задать вопрос и Первому российском телеканалу. Порошенко заявил при этом, что «посмотрит, как в России будут давать слово украинским СМИ». Коллеги спросили президента о ходе расследования событий 2 мая в Одессе. Порошенко в ответ потребовал от России выдать одного из подозреваемых: «Трое привлечены к ответственности. Один из организаторов — в бегах. Он находится в Приднестровье и периодически в России. Мы обращаемся к вам, помогите нам расследовать преступление, выдайте нам его. Примените свое влияние, верните подозреваемого на Украину». Вероятно, президент имел в виду экс-начальника Одесского областного УВД Дмитрия Фучеджи, который после событий 2 мая получил статус подозреваемого и сбежал из страны в Приднестровье. Сам Фучеджи ранее направил комиссии, занимающейся расследованием событий 2 мая, письмо, в котором обвинил в организации трагедии экс-секретаря СНБО Андрей Парубия.

Больше российским СМИ задать вопросы не дали. Между тем у ИА REGNUM также были заготовлены свои вопросы к президенту Украины. Первый озвучили коллеги с «Первого канала». Второй касался его предвыборных обещаний. Например, во время предвыборной кампании Порошенко обещал платить украинским солдатам в зоне АТО по 1000 гривен в день и страховать жизнь каждого военнослужащего на миллион гривен. Однако так и не выполнил. Что помешало ему реализовать свое обещание и знал ли он об этих факторах в тот момент, когда делал столь ответственное заявление?

Украинская редакция ИА REGNUM.