Законопроект, дающий возможность получить компенсацию за нарушение прав на рассмотрение дела компетентным судом России, Государственная дума РФ обсудит в первом чтении 7 октября, передает корреспондент ИА REGNUM 30 сентября. Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал нижней палате парламента принять законопроект в первом чтении.

Вынесение иностранными судами судебных актов по делам, которые, согласно законодательству Российской Федерации и заключенным ею международным договорам, должны быть рассмотрены Арбитражным судом Российской Федерации, признается вторжением в компетенцию арбитражных судов Российской Федерации, а также нарушением суверенитета Российской Федерации. Такие судебные акты иностранных судов признаются заведомо неправосудными, следует из законопроекта, внесенного депутатом Владимиром Поневежским («Единая Россия»).

В ходе обсуждения депутат Дмитрий Гудков («Справедливая Россия») отметил, что в Госдуме «хорошо понимают, от имени кого этот закон, что это для поддержки людей, которые попадут под санкции».

Однако глава комитета Владимир Плигин («Единая Россия») заявил, что «санкции, которые вводятся, никакого отношения к праву не имеют». «Государство в этой ситуации должно защищать интересы и права граждан», — заявил парламентарий.

Отвечая на просьбы депутатов запросить в правительстве статистику, сколько граждан и юрлиц попадают под действие закона, Плигин согласился с таким предложением. «Во время второго чтения можно рационально запросить статистику, но, с моей точки зрения, РФ должна защищать интересы своих граждан и юридических лиц. Это обязанность государства. Ни одно лицо, попавшее под санкции, не нарушило законодательство иностранного государства», — сказал депутат Госдумы.

КПРФ выступает против законопроекта. «Закон носит откровенно лоббисткий характер в широком смысле слова», — заявил депутат от КПРФ Вадим Соловьев. Коммунисты считают, что закон вводит двойные стандарты. «Как только затронули интересы двух братьев Ротенбергов — сразу появляется закон и сразу под него находятся деньги, но по отношению к своим гражданам этого не происходит», — сказал парламентарий. Он обратил внимание на рыночные механизмы решения таких проблем. «Почему не появляется фонд частного страхования, и все участники внешнеторговой деятельности вносят туда средства, и государство из этого форда — пожалуйста, можно компенсировать. Почему, как затрагиваются интересы крупного капитала, сразу срабатывает административный механизм — за счет бюджета?» — задает он вопрос. При этом Соловьев обратил внимание на то, что «деловые люди при заключении договоров прописывают, что споры будут рассматриваться английскими судами, нидерландскими судами, а не российскими судами». «На этом основании потом начинаются рассмотрения в зарубежных судах, при чем тут государство? Заключили договор на юрисдикцию иностранного суда — получите по полной программе», — заявил Соловьев.

С такой позицией согласны и в ЛДПР Депутат Вадим Диденко. «Мы считаем, что граждане РФ, безусловно, почувствуют на себе, своих доходах действие зарубежных санкций, уже отмечают рост цен на продовольствие, и они пока готовы с этим мириться. Граждане, поддержавшие воссоединение Крыма и России, готовы и соглашаются с потерями, которые они несут. Принимая закон, мы ставим их в неравное положение с большими крупными компаниями, деятелями. Компенсации за счет средств федерального бюджета ударят в том числе и по ним», — привел он аргументы.

Напомним, что, согласно законопроекту, для присуждения компенсации лицо, в отношении которого иностранным судом вынесен заведомо неправосудный судебный акт, должно обратиться в Аарбитражный суд Российской Федерации с соответствующим заявлением. Устанавливается порядок подачи и рассмотрения судом, арбитражным судом указанного заявления, а Минфин наделяется полномочием по представлению интересов Российской Федерации при рассмотрении этого заявления.

Размер компенсации определяется в размере суммы потерь, которые заявитель понес или может понести вследствие принудительного исполнения заведомо неправосудного судебного акта.

Компенсация присуждается за счет средств федерального бюджета, однако одновременно с этим устанавливается право регрессного требования Российской Федерации к иностранному государству, суд которого вынес неправосудный судебный акт. Для придания такому требованию дополнительной силы, гарантирующей его исполнение, проектом федерального закона устанавливается возможность применения обеспечительных мер в отношении имущества, принадлежащего лицу, по требованию которого иностранным судом был вынесен неправосудный судебный акт и находящегося на территории Российской Федерации. Кроме того, предусмотрена возможность исполнения решения об удовлетворении регрессного требования за счет этого имущества, а в случае, если его недостаточно или оно отсутствует, — за счет имущества иностранного государства, суд которого вынес неправосудный судебный акт.