Источник ИА REGNUM в МП РПЦ сообщил о запланированной отставке (почислении на покой) 70-летнего митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия, с именем и деяниями которого был связан ряд скандалов, в том числе на гомосексуальной почве. По данным источника, отставка произойдет на ближайшем заседании Священного Синода, и сейчас между представителями «голубого лобби» и традиционным духовенством идет серьезная борьба за место. Участвует в ней и татарстанская этнократия, которой назначение сильного и не замеченного в грехах митрополита было бы крайне невыгодно. О причинах и возможных кандидатах на место митрополита размышляет религиовед Сергей Николаев.

Игумен Евфимий (Моисеев). Фото:mpda.ru

Громкий скандал в Казанской духовной семинарии (КДС) в конце 2013 года, главными фигурантами которого оказались татарстанский митрополит Анастасий (Меткин) и его ближайшее окружение (священники Филарет Кузьмин, Кирилл Илюхин, а также «электрик-искусствовед» Виктор Новиков), подходит к определенной развязке. Отставка Анастасия с поста ректора КДС и назначение на это место заместителя председателя Издательского отдела МП РПЦ игумена Евфимия (Моисеева) позволили частично оздоровить ситуацию. С КДС начала сходить тень содомии, родители семинаристов могут успокоиться, поскольку их дети не подвергнутся сексуальным домогательствам.

Однако уход митрополита Анастасия с поста ректора КДС не решает проблему до конца: деятельность правящего архиерея за четверть века нахождения его на посту нанесла непоправимый урон не только авторитету РПЦ, но и Православию в Татарстане. Даже рядовые мусульмане сейчас рассуждают в мечетях и халяльных кафе о «голубых» подвигах, поражаясь нравам в митрополии.

То, что половинчатые меры не спасут ситуацию, осознают и в Патриархии. На осень назначено заседание Священного Синода, на котором, как сообщают источники, должен произойти уход митрополита на покой. В Казанском кремле явно недовольны такой перспективой: Анастасий для местной этнократии является «сарайским епископом». Для тех, кто не знает, напомню: в Средние века в столице Золотой Орды городе Сарае была православная епархия, где архиерей всегда молился за здоровье хана и благословлял его политику, даже когда тот совершал набеги на русские княжества…

Послушность и сговорчивость владыки Анастасия обеспечивались тем, что еще с советских времен о «голубом грехе» было известно местному руководству. Понятно, что людьми с подмоченной репутацией всегда удобно манипулировать, и они всегда будут «вести себя как надо». Именно по этой причине этнократия, получившая в начале 1990-х неограниченную власть в регионе, без особых помех стала проводить политику национально-культурного реванша и говорить об «исламской республике». Православие же получило статус приживалки. Подтверждение этому можно видеть и сейчас — хотя бы по шестикратному превышению количества мечетей над церквями.

Теперь же, накануне возможного ухода владыки Анастасия, этнократия старается сделать всё, чтобы новый митрополит сохранил прежнюю ситуацию. Для этого Казанскому кремлю на посту архиерея желателен человек с подмоченной репутацией. В этой связи стратеги из Департамента внутренней политики АП РТ хотят пролоббировать на место митрополита епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия (Зайцева), который, будучи наместником Кизического монастыря в Казани, стал фигурантом бытового скандала. По данным местных СМИ, будущий епископ сожительствовал с 26-летней девушкой, обещая ей уйти из монахов в белое духовенство и создать полноценную семью, однако, узнав о своем повышении, бросил избранницу, тем самым нарушив не только монашеские, но и общепринятые нормы морали.

Сейчас в православной среде обсуждаются несколько кандидатур, у которых нет подобных пятен в биографии. Помимо ректора КДС Евфимия (Моисеева), которого многие изначально восприняли как вероятную замену Анастасию, все чаще слышно о другом кандидате, который хорошо знает митрополию и местные реалии.

Речь идет об игумене Кирилле (Коровине), в настоящее время являющимся настоятелем храма Живоначальной Троицы в Листах в Москве. В Татарстане его помнят как настоятеля Свияжского Успенского монастыря, которого в 1997 году патриарх Алексий II благословил и напутствовал возрождать остров-град. После этого духовное влияние игумена и популярность среди верующих сильно возросли, что вызвало неудовольствие в руководстве Казанской епархии. Особенно забеспокоился настоятель Раифского монастыря Всеволод (Захаров), поскольку увидел в возрождающемся Свияжском монастыре серьезного конкурента для своей обители в плане привлечения паломников и инвестиций. В итоге игумена Кирилла выжили в Москву, где он также снискал любовь и уважение верующих.

Таким образом, Московская Патриархия находится перед сложным выбором: поставить митрополитом в Татарстане доброго пастыря, пойдя на конфликт с местной этнократией, либо сохранить существующее положение и отдать инициативу Казани, фактически умыв руки? Как известно, в свое время соответствующий, крайне предусмотрительный выбор сделал один римский претор, сказав: «Неповинен я в пролитии крови этого праведника, смотрите вы». Правда, это не спасло его от незавидной судьбы.