Военный атташе посольства Китая в Латвии Чжан Юаньцю в интервью порталу bb.lv признал Крым территорией, исторически принадлежащей России. Кроме того, полковник Юаньцю отметил растущую агрессивность Японии и вспомнил изречение Лао-цзы в трактате «Искусство войны»: «Хочешь избежать войны, лучше готовься к войне».

«Мы знаем, что Украина хочет вступить в ЕС как полноправный член и понимаем это стремление. Но это возможно только без военных действий. Что касается вхождения в состав России территории Крыма, то мы знаем, что данная территория отделена в 1954 году Хрущевым, несмотря на территориальную, историческую и политическую принадлежность к России. Замечу, что все вопросы по Крыму должны найти мирные и практичные ответы в переговорах исключительно между Россией и Украиной. Знаете, у нас в Китае есть поговорка: противоречия между двумя братьями решаются внутри двора, а не на улице. Посторонним лучше не вмешиваться, иначе братья не помирятся. Они должны договориться самостоятельно», — считает китайский военный.

«Лао-цзы в трактате „Искусство войны“ сказал: „Хочешь избежать войны, лучше готовься к войне“. После перестройки Дэн Сяопина Китай начал политику открытости. Тогда и теперь наше главное устремление — на развитие экономики. Расходы на оборону в 1990-х годах были минимальны из-за курса на экономическое развитие. Но в конце 1990-х ассигнования в этой сфере практически удвоились (до 145 млрд долларов США в текущем году — прим. ИА REGNUM). За время, когда на оборону тратилось относительно мало средств, мы отстали в сфере вооружения и по общей подготовке армии. Из-за дефицита бюджета Министерства обороны проводилось недостаточно полевых учений, испытаний оружия. Даже топлива до начала программы тотальной модернизации не хватало. Сейчас Китай почти на 94% обеспечивает свою армию оружием производства китайского ВПК, мы также являемся крупным экспортером оружия на мировом рынке. К сожалению, сейчас в ЕС действует запрет на поставки оружия в Китай. Этот запрет говорит о элементарной невежливости, так как, в принципе, наша оборонная промышленность с каждым годом становится сильней. Мы приветствуем любые поставки из Европы, но по экспорту и импорту охотно сотрудничаем с Россией», — отметил Чжан Юаньцю.

«С НАТО у нас прекрасные отношения, работает представитель КНР в альянсе. Мы также не сомневаемся, что Россия не представляет ни малейшей военной угрозы Китаю, наши двусторонние отношения строятся на абсолютном доверии. Отношения с Тайванем релевантные: мы — одна нация, мы китайцы, просто на острове Тайвань они живут отдельно со времен победы Мао и основания Народной Республики Китай, когда гоминьдановцы убежали с материка на этот китайский остров. Это противоречие внутреннее, а не внешнее. К сожалению, сложнее всего сейчас с Японией. Политическая доктрина этой страны в последнее время направлена на кардинальный пересмотр итогов Второй мировой войны и отрицание системы, установленной на международном уровне. Япония склоняется к милитаризму и отрицает Ялтинские и Потсдамские соглашения. Это нехорошо. Сценарий войны с Японией, как и другие сценарии, Китаем отрабатываются. Мы готовы к любому варианту, но, конечно, экономическая экспансия лучше военной», — заключил военный атташе Китая в Латвии.

Отметим, старший полковник Чжан Юаньцю (1961 года рождения) работает атташе по вопросам армии, ВВС и ВМФ Китая посольства КНР в Латвийской Республике. Окончил академию сухопутных войск КНР, служил в пограничных с Вьетнамом мотострелковых частях и в группе внешних отношений при Главном политическом управлении КНР. Занимал пост помощника военного атташе Китая в России.

Добавим, что бюджет Министерства обороны КНР (2,5 млн солдат, до 200 млн резервистов) в текущем году превышает 145 млрд долларов. Для сравнения: у Минобороны Украины (129 тыс. военнослужащих, до 500 тыс. резервистов) это 4,1 млрд долларов с учетом 60%-ной инфляции гривны. В России (1,1 млн срочников и служащих военизированных структур, 20 млн резервистов) текущий годовой бюджет составляет более 80 млрд долларов). Оборонный бюджет США составляет около 700 млрд долларов. В американской армии 1,3 млн военнослужащих и 850 тыс. резервистов.