Киев радуется — в столице Украины к началу октября без горячей воды остается «всего» 4159 домов. Об этом радостно отчитываются в пресс-службе «Киевэнерго». В принципе — радоваться есть чему. Последняя цифра — это 26,6% киевских домов, а еще в конце сентября довольствовались водой из «синего» крана 34,76% киевлян. Главная причина вынужденной закалки жителей столицы — решение правительства об экономии газа. При этом ранее в «Киевэнерго» признали, что такая экономия особого результата не дает: за все лето без горячей воды удалось сэкономить газа на 4 дня отопительного сезона. Но в мэрии Киева обещают — до 15 октября всем дать горячую воду. «Все вопросы относительно подготовки к отопительному сезону проговорили. Все депутаты имеют полную информацию.К отопительному сезону, который начнется 15 октября, горячая вода будет. Это наше требование, и в „Киевэнерго“заверили, что они справятся с этими сроками», — заявил мэр Киева Виталий Кличко.

Не лучше ситуация с электричеством. Оставшись без российского газа, а потом и без донецкого угля, Украина крайне осложнила себе положение в деле выработки электроэнергии. Так, из 93 шахт в Донбассе сейчас добывают уголь лишь 24. При этом большая часть шахт неподконтрольна Украине. Как заявил в эфире одного из украинских телеканалов первый заместитель министра энергетики Юрий Зюков, представители ДНР и ЛНР контролируют 88 шахт из 93. Тревогу бьют и в верховном руководстве министерства энергетики и угольной промышленности. «К сожалению, из-за ведения боевых действий на востоке Украины мы сейчас потеряли около 1-1,2 миллиона тонн угля, необходимого для работы ТЭС, которые мы получали с предприятий, находящихся на неконтролируемой Украиной территории. На сегодня мы движемся к сбалансированию рынка электроэнергии, мы его сбалансируем к 1 ноября», — заявил журналистам министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан.

Правда, с оценкой министра сложно согласиться. Только в августе украинские шахты добыли 2,2 миллиона тонн угля — это всего 40,5% от показателей прошлого года. Так что потери явно больше, чем 1-1,5 миллиона тонн. Всего же запасы угля на складах украинских ТЭС, по официальным данным «Укрэнерго», сократились до 1,951 миллиона тонн. Дело дошло до практической реализации давней страшилки о веерных отключениях. В «Укрэнерго» открыто заявили о введении ограничений для украинских энергосистем. «В последнее время выросло потребление в северной энергосистеме (Харьков) и в Киеве, работающие электростанции не покрывали его на 200 МВт. Возникла опасность для всей энергосистемы, и для ее устранения диспетчеры „Укрэнерго“ ввели ограничение по Харькову и Киеву на те же 200 МВт. Ситуацию удалось стабилизировать, и сейчас ограничения уже сняты. Вместе с тем, если ситуация повторится — ограничения придется вводить вновь. Длительность и объемы отключений электроэнергии в дальнейшем будут регламентированы диспетчером Центральной энергетической системы Украины. Графики аварийных отключений согласованы с органами местного самоуправления»", — заявили в пресс-службе «Укрэнерго»

Впрочем, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан уверяет — это совсем не то, что все подумали. В смысле, не плановые отключения. «Это только подготовка, никто плановые отключения пока не вводит. Учитывая те проблемы, с которыми мы столкнулись в энергетике, необходимо составить графики, чтобы при необходимости сбалансировать нашу енергосистему. Все будет зависеть от ситуации. Мы должны быть готовы к любому развитию событий» — заявил он.

Впрочем, все-таки Продан министр, а люди более приземленные, например, начальник пресс-службы «Укрэнерго» Зиновий Буцьо, признают: отключения действительно уже применялись в Киевской, Харьковской, Сумской, Полтавской областях. Но это было лишь «временное явление». «Тогда был ветер и немного похолодало, а для нас градус — это дополнительный миллион киловатт нагрузки. И были перебои с поставкой угля для производства электричества. Тогда все это наложилось, и пришлось вводить ограничение по Сумам, Харькову и Полтаве, и по Киевской области. Паники было больше, чем реальной проблемы», — заявил Буцьо. А погода между тем не внушает оптимизма относительно повышения температуры. Неоптимистично настроены и в Харьковской ОГА. «График подачи электричества прогнозировать сложно, диспетчер может отключить электроэнергию в любой момент. В периоды дефицита будет вводиться специальный график подачи электроэнергии. Сейчас энергетики работают над тем, чтобы не обесточивать социально значимые учреждения», — заявил вице-губернатор Харьковской области Василий Хома.

Однако премьер-министр Украины Арсений Яценюк неизменно наполнен оптимизмом. «Тепло не будет, но не замерзнем», — повторяет он.

Корреспондент ИА REGNUM узнал мнения украинских экспертов о перспективе украинской зимы в плане обеспечения энергией.

Иван Лизан, политический обозреватель: "Украина, очевидно, провалила подготовку к отопительному сезону. Во-первых, договорённости о поставках российского газа стороны не достигли, а итоги промежуточных переговоров продемонстрировали разное понимание, казалось бы, очевидных категорий «долг» и «предоплата». Даже если Киев согласится на условия Еврокомиссии и «Газпрома» и начнёт гасить задолженность, то газа всё равно не хватит для отопительного сезона без приключений. Надежды на заморский уголь уже умерли: из партии в миллион тонн прибыло пока всего лишь 85 тысяч тонн, которые разгрузят в Ильичёвске. Кстати, оплатят ли поставки в полном объёме и разгрузят ли уголь без задержек и проволочек — вопрос… Свыше 5,6 миллиона тонн закупят в России. С углём из Донбасса Киев может начать процедуру прощания: 95% шахт контролирует ополчение, которое, естественно, будет обеспечивать в первую очередь подконтрольные Новороссии ТЭС и ТЭЦ. Итак, Киев до сих пор не решил проблему с углём и газом, а потому зима будет в лучшем случае прохладной и временами освещённой. Поставок газа и угля хватит, полагаю, только на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии, но не обеспечение комфортных температурных режимов. Проще говоря, зимний стресс жителям Украины по-прежнему гарантирован, но инфраструктура должна остаться целой.

Николай Песецкий, эксперт Украинского центра социальной аналитики: «Как мне кажется, в украинском правительстве насчет отопительного сезона слишком оптимистический прогноз. Так, например, Яценюк заявил, что недобор газа составляет 5 миллиардов кубометров. Столь „незначительная“ нехватка возможна только в ситуации стабильных поставок из Европы и теплой зимы. Пока что мы наблюдаем перебои с реверсом: вместо 10 миллиардов кубометров запланированных — 5-6 миллиардов реальных. К тому же, европейские поставщики требуют предоплаты. Да и „Газпрому“ никто не мешает надавить на своих европейских партнеров в целях перекрытия вентиля. А стремительное наступление холодов увеличивает потребление газа еще на 5 млрд кубометров. Так что недобор, по моим подсчетам, будет не 5 миллиардов., а все 15 миллиардов кубометров. В лучшем случае.

Но проблемы на Украине не только с газом. По оценкам вице-премьера Владимира Гройсмана, дефицит угля на время отопительного сезона составит 5 миллионов тонн. По заявлениям профильного министра Юрия Продана, проблему можно решить, закупая уголь в ЮАР. Но тут есть нюансы — дороговизна логистики и определенные стандарты и требования к марке и качеству угля на советских ТЭС и ТЭЦ. Подойдет ли он — пока не доказано. На адаптацию котлов уйдет немало времени. К тому же на Украине нет достаточного количества портов по перевалке таких грузов. Если учесть, что угольные теплоэлектростанции, кроме тепла, производят еще и электроэнергию, то вместе с отоплением украинцы могут лишиться и электричества.

Для жителей унитарной Украины важную роль во время отопительного сезона будет играть еще один фактор — понижение уровня жизни и покупательной способности. Фактически, перед людьми станет вопрос: что оплатить — пропитание или коммунальные услуги? На данный момент долги населения за ЖКУ составляют около 12 миллиардов гривен (чуть меньше $1 млрд). При этом не видно пределов роста тарифов. Только за последнее время счета за коммуналку выросли в два раза: теперь в средне, украинцы платят 500 гривен за однокомнатную квартиру, 800 гривен за двухкомнатную и 1200 гривен за трехкомнатную. Это при том, что средняя зарплата по стране колеблется в пределах 250 долларов, а пенсия — в пределах 80 долларов. Не стоит забывать, что американские эксперты совместно с их коллегами из МВФ давят на украинское правительство. Их требование — поднятие тарифов до уровня ЕС до 2018 года. А это — повышение еще в 2-3 раза.

И все это на фоне параллельно падающего курса гривны, отсутствия работы, постоянно дорожающих продуктов питания и лекарств. Потребление последних, кстати, резко увеличивается в осенне-зимний период и может очень сильно ударить по пенсионерам. Поэтому наступающая зима станет испытанием не только для Донбасса, но и для всей Украины в целом».

Вечером 4 октября о подготовке Украины к осенне-зимнему сезону в эфире одного из центральных телеканалов отчитался вице-премьер Владимир Гройсман. Чиновник, в частности, заявил о полной технической готовности к отопительному сезону всех областей Украины, кроме «временно оккупированных, куда украинская власть не имеет доступа, и освобожденных, где степень готовности составляет 80-90%». «В освобожденных районах есть проблемы, и мы помогаем их решать», — подчеркнул он. Гройсман напомнил, что правительственный "антикризисный энергетический штаб с помощью «лучших специалистов» в сфере энергобезопасности из США и Канады работает над планом прохождения отопительного сезона. «Мы производим план совместно, и должен подчеркнуть, что это — украинский план. Специалисты из США, Канады нам помогают, они имеют практический опыт, сталкивались с проблемами ограничения энергоносителей. Отрабатываются различные сценарии — от самых серьезных до мягких, но мы готовимся ко всем, мы должны понимать, каким образом будет функционировать система в условиях ограниченного газа, ограниченного давления. Мы разрабатываем сценарии, которые позволят нам напряженно, сложно, но выдержать это время и выйти более сильными», — заверил вице-премьер-министр украинцев.