«Президент Белоруссии Александр Лукашенко, находящийся у власти с 1994 года, т. е. 20 лет, давно уже превратился в некую специфическую фигуру на политическом олимпе не только в самой Белоруссии, но и в целом на постсоветском пространстве. За 20 лет у власти любой бы человек утратил элементы адекватности», — заявил корреспонденту ИА REGNUM и.о. ректора ДонНУ, депутат парламента Новороссии Сергей Барышников, комментируя последние заявления главы Белоруссии.

«Очевидно, что сохранить некую постоянную внутреннюю систему реагирования на те инновации, на те перемены, на те бурные изменения, которые происходят вокруг, дано не каждому. К сожалению, в свете тривиальной ситуации, с точки зрения личностных характеристик, политических качеств и того контекста, в котором лидер Белоруссии существует и правит своей небольшой, полусоветской по общественно-политической системе стране, он достаточно маловлиятельная, малоопределяющая, не задающая те или иные тенденции политического и общественного развития фигура. Высказывания лидера Белоруссии в данном случае можно характеризовать как некие рефлексии, некое реагирование руководителя небольшой страны на те или иные вызовы или угрозы, которые диктует и внутриполитическая, и внешнеполитическая реальность», — сказал Барышников.

По его словам, очевидно, что Лукашенко опасается повторения украинского сценария в Белоруссии. «Очевидно, это боязнь того, что события на Украине, события, связанные с особым положением, особой статусностью и миссией Донбасса — это для Лукашенко неприемлемый вариант развития событий. Он является местечковым лидером, человеком, который не способен мыслить стратегически, геополитически, находящийся постоянно в тени Российской Федерации и такой масштабной исторической фигуры, как Владимир Путин. Оценивать его мысли, его спичи, его те или иные акценты — дело достаточно бесперспективное, потому что рефлексии стареющего авторитарного лидера — это всего лишь эмоциональная волна, катящаяся к закату некая политическая риторика. Рано или поздно автору этих высказываний придется уходить с политического небосклона, уходить в запас на позиции экс-игрока. У него, естественно, это вызывает щемящие чувства особого реагирования на любые перемены. По-человечески это можно понять. Если это перемены к лучшему, они все равно для него неприемлемы, они для него нежеланны и крайне опасны. Соответственно, украинскую реальность он мог терпеть, если она не выходила за пределы разбалансирования квантигосударственности Киева. Стоило этому случиться, как Лукашенко тут же начинает все это болезненно и маниакально экстраполировать на возможную ситуацию и ее развитие в Белоруссии. Это замыленный взгляд, взгляд замыленного ока. Поэтому оставим это все на совести стареющего, все более остающегося в прошлом политического руководителя», — призвал Барышников.

Он считает, что ситуация в Донбассе может повлечь за собой дальнейшую интеграцию всех русских земель. «Когда-то приход к власти Лукашенко и первоначальный динамичный период его правления внушали осторожный оптимизм на некую белорусскую зарницу, которая может зажечь искры будущей „русской весны“. Увы, этого не случилось. Теперь бывшему юго-востоку Украины — Донбассу, его двум народным образованиям — ЛНР и ДНР — приходится в какой-то степени компенсировать потухшее зарево Белоруссии, тот погасший огонек надежды на дальнейшее интегрирование всех русских земель на едином геоэкономическом, геополитическом и цивилизационном пространстве. Не оправдав возложенных на него историей надежд, не оправдав ожиданий широких пассионарных сил и кругов, теперь Лукашенко становится антигероем, символом прошлого, а отнюдь не предшественником каких-либо свершений в ближайшем и тем более долгосрочном будущем. Это естественная стадия, которая предшествует политическому уходу Лукашенко к его политическому умиранию — нормально, естественно, закономерно, а значит, справедливо», — подчеркнул эксперт.

Барышников также отрицательно расценил готовность Лукашенко ввести в Донбасс Вооруженные силы Белоруссии. «Ни германских, ни белорусских миротворческих контингентов нам здесь не нужно. Мы в этом не нуждаемся. Мы определяем сами свою судьбу, развитие и военной, и военно-политической ситуаций. Наши взаимоотношения с Украиной — это один контекст. Наши связи, стандарты и иные отношения с Российской Федерацией — это совершенно иной контекст. Думаю, что на этих двух направлениях, в этих двух плоскостях и будет развиваться вся ситуация в Новороссии, на бывшем юго-востоке Украины, на территории, которая отвоевана народными вооруженными силами ДНР и ЛНР с перспективой дальнейшего продвижения народного движения, народного политического аспекта, политического присутствия на западном направлении, вплоть до Приднестровья. Идея Новороссии будет реализовываться наперекор всех так называемых друзей и так называемых миротворцев, не говоря уже о стремлении наших явных и скрытых противников попытаться что-либо противопоставить этому неизбежному и исторически предопределенному процессу», — подытожил Барышников.

Как сообщало ИА REGNUM, 1 октября в ходе 1,5-часового интервью руководителю бюро «Евроньюс» в Восточной Европе Александр Лукашенко заявил, что Вооруженные силы Белоруссии могут принять участие в гражданской войне на Украине. «Я готов был бы использовать и свои вооруженные силы для того, чтобы развести конфликтующие стороны», — заявил Лукашенко. По его словам, Россия не стала бы втягиваться в конфликт на Украине, если бы в постсоветской республике русским людям ничего не угрожало. «Я абсолютно убежден, что, если Запад и украинские власти себя нормально и правильно поведут, выстроят тактику поведения, Россия никогда не будет воевать за этот регион. Но Россия никогда не согласится с тем, что там будут притеснять ее соотечественников», — сказал Лукашенко. Также он заявил, что «проект Новороссии им не воспринимается». «Я выступаю за единство и целостность украинского государства», — сказал президент Белоруссии.