Летом прошлого года, когда практически все были уверены в том, что Янукович все-таки подпишет соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, руководство республики приветствовало данный шаг руководства Украины. Даже еще в середине октября официальный Минск заявлял о том, что приветствует ассоциацию:"Президент Беларуси Александр Лукашенко, который в Минске встречается с украинским премьером Николаем Азаровым, заявил, что считает подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС практически свершившимся фактом, и предложил найти оптимальную формулу дальнейших отношений членов Таможенного союза с Украиной. «Если говорить откровенно, то в этом шаге в направлении сотрудничества с Евросоюзом я не вижу никаких проблем. Важно другое: чтобы это соглашение и последующие не закрывали сотрудничество Украины с Единым экономическим пространством, нашим Таможенным союзом», — сказал белорусский президент".

Причины подобных взглядов официального Минска предельно просты.

Во-первых, в случае подписания соглашения об Ассоциации между Украиной и Евросоюзом, республика повышала свою политическую и военно-стратегическую значимость в глазах России в качестве западного форпоста. Следовательно, можно было давить на Москву в плане очередных кредитов, дотаций и, возможно, бесплатных или со скидками поставок вооружений. К тому же можно было не опасаться вхождения России во внутриполитическое пространство республики в виде поддержки пророссийских общественных сил.

Во-вторых, если бы Украина подписала соглашение об Ассоциации, перед республикой открывался бы широчайший коридор поставок на российский рынок как европейской продукции, так и украинской, используя полную прозрачность белорусско-российской границы. Отмена подписания соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС было встречено в Минске гробовым молчанием: Украина начала затмевать в геополитических раскладах самого младшего из славянских братьев и теперь ни о первом, ни о втором не стоило и мечтать, раз Россия добивалась своих целей на Украине.

Молчание официального Минска и одновременно пристальное наблюдение за ситуацией на Украине продолжалось до конца февраля, когда, несмотря на гарантии Европы, по указке из американского посольства неофашистские и бандеровские элементы в Киеве свергли законно избранного президента, и он подался в бега, закономерно закончившиеся на территории России.

Официальный Минск практически мгновенно предложил свои услуги в качестве посредника между Киевом и Москвой, признав захватившую власть в стране хунту законной властью. Т.к. экономические дивиденды остались под вопросом, официальный Минск решил по максимуму выжать для себя из этой ситуации в плане политический дивидендов и пиар-эффектов, что в принципе и удалось сделать, организовав в августе в Минске первые переговоры между хунтой и представителями ДНР и ЛНР при посредничестве Евросоюза и России.

Признание Минска такой площадкой со стороны Москвы и Киева вполне закономерно и логично, удивление вызвало признание его таковым со стороны Евросоюза. Но это означает только одно — смягчение риторики в отношении официального Миснка со стороны ЕС и США, что мы и замечаем последние полгода. После минских переговоров между Новороссией и Киевом официальный Минск предпринял попытку и разморозить отношения с США под маркой белорусско-американского инвестиционного форума в Нью-Йорке, на который поехал премьер-министр республики Михаил Мясникович, а после чего с разницей всего в несколько дней там появился и министр иностранныж дел республики Владимир Макей.

Таким образом, несмотря на кровопролитие и гражданскую войну на Украине, официальный Минск четко занял линию на получение дивидендов и в этой сложной ситуации, оставив за скобками официальное признание Крыма, т.е. по сути, повторив непризнание Абхазии и Южной Осетии.

Аналогичную позицию — извлечения дивидендов любыми путями — официальный Минск занял и по вопросу санкционной войны между Россией и Западом.

Только за вторую половину августа официальная статистика показала рост в 3 раза поставок норвежского лосося в Беларусь, в 24 раза увеличились поставки молдавских яблок. Увеличились объемы поставок польских яблок и другой продукции, однако, по ним пока нет официальной статистики. Кроме яблок и лосося, на прилавках России появились белорусские креветки, на 50% увеличились поставки молочной продукции, сыров. В настоящее время представители Польши, Литвы и Латвии проводят интенсивные переговоры в Беларуси с целью организации переработки продукции предприятий из этих стран на белорусских перерабатывающих предприятиях с целью дальнейшего реэкспорта в Россию, но уже как тех товаров и продовольствия, страной происхождения которых является Беларусь.

Несомненно, санкционная война также добавляет плюсов в белорусскую копилку, и она пытается эти плюсы реализовать с максимальной выгодой для себя. И если с экономической частью здесь все ясно — на что-то российская сторона закроет глаза для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, а на что-то нет (когда пойдет явный демпинг или перебор с реэкспортом), то политически у России нет рычагов влиять на официальный Минск в плане поддержки российской позиции в санкционной войне с Западом — Минск всегда сошлется на свое крайне тяжелое экономическое положение, о чем Москва в курсе — несмотря на выделенные летом кредиты в размере 2,5 млрд. долларов, белорусские ЗВР в конце сентября прохудились до 6 млрд. долларов (половина трехмесячного импорта), потеряв за 9 месяцев более 600 млн. долларов. В результате Россия готова в октябре выдать очередной братский кредит в размере 1,5 млрд. долларов. Цель кредита — погашение и обслуживание госдолга и пополнение золотовалютных резервов Беларуси.

Условием предоставления кредита является уплата белорусской стороной процентов и погашение основного долга по ранее предоставленным ей госкредитам, а также кредитам Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества. Т.е. данный кредит позволит республике закрыть вопрос по кредитам из России, а валюту оставить для расчетов с западными финансовыми организациями.