10 октября в Ереване прошел самый многочисленный митинг за последние годы, который организовала невластная «тройка» в лице партий «Процветающая Армения», «Армянский национальный конгресс» и «Наследие». Митинг невластных сил планировалось провести еще весной, чтобы поддержать вопрос вотума недоверия правительству Тиграна Саркисяна в парламенте, однако отставка премьера спутала им карты, и дату митинга было решено перенести. В итоге он прошел лишь в октябре, а сама «невластная четверка» лишилась партии АРФ «Дашнакцутюн», превратившись в «тройку».

Позиция «Дашнакцутюн» не участвовать в данном митинге объяснялась нежеланием партии выступать против конституционных реформ, предложенных властями, которыми подразумевается переход к парламентской форме правления. Учитывая, что «Дашнакцутюн» не имеет лидера, способного побороться за президентский пост, но при этом обладает богатым опытом партийной работы, подобная реформа в ее интересах.

Сам же митинг фактически закрепил процесс, начатый ещё в ходе парламентских выборов 2012 года — лидерство в оппозиционном поле «Процветающей Армении» и окончательный крах традиционной оппозиции. И лидер «Армянского национального конгресса» Левон Тер-Петросян, бывший главным соперником Сержа Саргсяна на президентских выборах 2008 года, и лидер «Наследия» Раффи Ованнисян, занявший второе место на выборах в 2013-м, союзом с Гагиком Царукяном расписались в своей неспособности консолидировать и возглавить протестный электорат.

При том, что союз они заключили с человеком, который считается одним из крупнейших олигархов Армении и негласным «хозяином» Котайкской области и которого много лет клеймили как часть властной системы Армении.

Особенно интересна в этой связи переориентация первого президента Армении Тер-Петросяна, привыкшего считать себя лидером радикальной оппозиции и всегда отличавшегося нежеланием идти на какие-либо компромиссы, которые могут поставить под сомнение его якобы лидирующую роль. Именно этим можно объяснить то, что он сделал ставку в «Армянском национальном конгрессе» на полностью лишенного харизмы и лидерских качеств Левона Зурабяна, из-за чего из партии ушел ее самый яркий и перспективный политик Никол Пашинян, а также нежелание поддержать на выборах «Наследие».

После провала инициированного им в 2011 году процесса «политического диалога» с властью, что свело на нет мощную волну народных протестов, Тер-Петросян начал претворять в жизнь свою идею раскола властной системы и использования противоречий между Республиканской партией Армении и «Процветающей Арменией». Однако результатом заигрываний с Царукяном стало то, что большая часть голосов протестного электората на парламентских выборах 2012-го ушла к «Процветающей Армении».

Сам Царукян, весь год демонстрировавший свое намерение побороться за президентское кресло, в самый последний момент, не объясняя причин, отказался от идеи стать «армянским Иванишвили».

Тем интересней было то, что, отказавшись участвовать в президентской гонке (а ведь лишь пост президента позволяет в Армении реально решать системные вопросы), «Процветающая Армения» начала все более и более жестко критиковать действующую власть, но при этом упорно отказывалась называть себя оппозицией. Даже смена на посту главы правительства столь ненавистного «Процветающей Армении» Тиграна Саркисяна на находящегося в родственных отношениях с Царукяном Овика Абрамяна не поменяла риторику партии.

Судя по всему, это означало победу «политического крыла» «Процветающей Армении», лидерами которого являются секретарь парламентской фракции партии Наира Зограбян и экс-глава МИД Армении Вардан Осканян над «олигархическим», которое, опасаясь за свой бизнес, пожелало продолжать сотрудничество с властями.

Да и сделанное на митинге сенсационное заявление Гагика Царукяна, в котором он впервые сказал о готовности принять участие в президентских выборах, свидетельствует о том, что «политическому крылу» (у которого нет бизнеса и которому по большей части терять нечего) удалось-таки убедить своего лидера, что ему вполне по силам возглавить армянское государство.

Осталось убедить в этом простого армянского обывателя, который хоть и ценит Царукяна за его широкую благотворительную деятельность, однако не считает, что бывший спортсмен сможет достойно представлять страну на международной арене. В его пользу лишь усталость общества от нынешних властей, что вполне может привести к поддержке любого более-менее серьезного конкурента правящей партии. Это доказали выборы 2013 года, когда не имевший (в отличие от Царукяна) серьезных финансовых, медийных и административных ресурсов Раффи Ованнисян набрал почти 40% голосов.

Власти, которые вместо решения стоящих перед страной социально-экономических проблем с большим успехом заняты дискредитацией политических конкурентов, спасает лишь отсутствие серьезных лидеров в оппозиционном поле.

Однако надо учесть, что если «Армянский национальный конгресс» и «Наследие» готовы стать «оруженосцами» «Процветающей Армении» и ее лидера, что показал прошедший митинг, то на пост президента могут претендовать серьезные кандидаты и помимо партии власти. Так, молва утверждает, что не прочь вновь побороться за президентский пост второй президент Армении Роберт Кочарян, по инициативе и при поддержке которого в свое время и была создана Царукяном «Процветающая Армения» — как противовес правящей Республиканской партии Армении. И еще вопрос, как поведет себя Царукян, если Кочарян все же решит выставить свою кандидатуру.

Неслучайно, что несколько дней назад второй президент встретился с рядом армянских СМИ, лояльно к нему относящихся, и в числе участников встречи были представители телекомпании «Кентрон», принадлежащей Царукяну, а также «Еркир медиа», находящейся под контролем «Дашнакцутюн».

Айк Халатян