За очень короткий период примерно треть территории Ирака оказалась оккупирована боевиками радикального движения «Исламское государство». Другая треть страны, находящаяся под контролем курдов, также оказалась де-факто независимой территориальной единицей. При этом интересно, что, в отличие от вооруженных сил ИГ, правительственные войска Ирака обладали и обладают большим личным составом и достаточно современной техникой, в том числе и авиацией. Несмотря на это, на первом этапе войны джихадисты фактически реализовали блицкриг, разгромив несколько крупных баз и соединений иракских войск. И даже после начала авиационной поддержки правительственных войск со стороны Запада никакого эффективного контрнаступления предпринять не получается. Напротив — иракская армия только что потеряла очередную стратегическую точку — военную базу в провинции Анбар, которая контролировала важнейшие транспортные магистрали. Войска ИГ находятся в нескольких десятках километров от Багдада и в ближайшем будущем могут начать попытки штурма окраин города.

Для того чтобы оценить перспективы дальнейшего наступления сил ИГ, рассмотрим — чем же на данный момент вооружены правительственные войска Ирака. Возможности вооружённых сил ИГ разбирались в предыдущей статье (http://www.regnum.ru/news/polit/1854462.html).

1. Общая численность

До начала активной фазы конфликта с ИГ численность составляла примерно 280 тысяч человек. Точно оценить то, какие потери понесли правительственные войска Ирака после тяжелейших поражений, затруднительно. Но уже ясно, что львиная доля потерь — это дезертиры. Западные источники сообщают поразительные цифры: дезертировало около 90 тыс. военнослужащих. Другого объяснения потери Мосула, который штурмовало около тысячи джихадистов, при гарнизоне в 30 тыс. солдат ВС Ирака найти невозможно. Частично дезертиров и погибших заменили тысячи добровольцев.

2. Стрелковое и переносное противотанковое оружие

Используется как советское, так и западное вооружение. Такие штурмовые винтовки, как M16A4 и M4, соседствуют с автоматами Калашникова и его китайскими и югославскими копиями. Советские снайперские винтовки СВД соседствуют с американскими М24, так же как и противотанковые гранатомёты РПГ-7 и AT4. Стоит отметить то, что с сентября ВС Ирака стали применять самые продвинутые российские противотанковые ракетные комплексы «Корнет» с максимальной дальностью стрельбы 5,5 км.

3. Легкая бронетехника и грузовые автомобили

ВС США, уходя из Ирака, оставили правительственным войскам внушительный подарок — не менее 10 тыс. военных джипов Humvee, сотни которых уже захвачены боевиками ИГ, а множество из них подбито и сожжено. Также Ирак имеет сотни американских грузовиков FMTV и HEMTT.

Из лёгкой бронетехники имеется около 1000 бронетранспортёров M113A2, 88 украинских БТР-4 (было заказано 420, но из-за огромного процента брака контракт был разорван), около 100 БТР-80, 360 БМП-1 и 264 лёгких БТР M1117 на вооружении полиции. Также поставлялись небольшие партии французских, южноамериканских, бразильских, польских и пакистанских бронеавтомобилей. Определить количество угнанной и сожжённой техники очень трудно — официальных сводок, которым стоило бы верить, нет. Судя по фото — счёт идёт на сотни, а то и тысячи единиц.

4. Тяжелая бронетехника

Также представлена советскими и американскими образцами. В наличии не менее 140 танков M1A1M Abrams, 125 Т-72 и 100 Т-55. В результате бездарного использования техники и несоблюдения элементарных правил потеряно множество танков. Считавшиеся ранее прекрасно защищёнными «Абрамсы» горят как спички в руках иракцев, некоторые из которых даже не знают, что люк на танке следует закрывать (просторы интернета облетело видео с закидыванием взрывчатки прямо внутрь танка).

5. Артиллерия

На вооружении армии Ирака имеются: 36 единиц РСЗО «Град» (часть захвачена ИГ), 128 американских 155-мм гаубиц M198 (около 50 захвачены ИГ), 49 американских самоходных 155-мм орудий M109, некоторое количество советских гаубиц Д-30 и M46, а также около 30 датских орудий GHN45 калибра 155 мм. Летом из РФ были поставлены реактивные огнемётные установки ТОС-1А «Солнцепёк» в неизвестном количестве.

6. Средства противовоздушной обороны

В свете борьбы с боевиками ИГ средства противовоздушной обороны не играют заметной роли, так как джихадисты пока не используют авиацию. ПВО представлена в основном зенитной артиллерией, так как за две войны с США практически все зенитно-ракетные комплексы были уничтожены.

7. Авиация

ВВС Ирака в основном представлены советской и российской техникой. Этим летом в срочном порядке были приобретены 12 б/у штурмовиков Су-25 — часть из РФ, часть из Ирана. В основном это связано с тем, что США затягивают поставки заказанных им 36 истребителей F-16, а также с тем, что в Ираке имелись пилоты с опытом полётов на Су-25. Другой важной боевой единицей являются российские штурмовые вертолёты Ми-35М — было поставлено 12 машин из 28 заказанных, 2 вертолёта сбиты джихадистами. Также в Ирак, вероятно, было поставлено некоторое количество штурмовых вертолётов Ми-28НЭ «Ночной охотник» (заказано 40 машин). Остальная авиация — транспортная. Представлена как американской, так и российской, советской, европейской и украинской техникой. Сюда входят такие самолёты, как Lockheed C-130 Hercules (9 ед.), Ан-32Б (6 ед.), вертолёты Ми-17171 (30 ед. — часть сбита) и различные модели фирмы Bell и Eurocopter.

Как мы можем заметить, преимущество ВС Ирака остаётся всё ещё подавляющим, но оно постепенно сокращается. В этой ситуации всё упирается в то, смогут ли правительственные войска хоть раз суметь показать что-то хоть отдалённо напоминающее организованное сопротивление. Если им это удастся, то у ИГ не будет ни единого шанса достичь успеха в Багдаде. Из факторов в пользу такого исхода можно отметить то, что война подошла к территории, где большинство населения, вероятно, выступает против ИГ, — всем известно, что вести войну при враждебном отношении гражданского населения, да ещё и в большом городе, крайне сложно, если вообще возможно. Кроме того, армия Ирака могла заметно очиститься от сочувствующих боевикам солдат и от тех, кто просто не хочет воевать.

Тем не менее оба этих тезиса являются лишь предположениями, и не исключено, что в Багдаде история с Мосулом может повториться вновь. Правда, в этот раз отступать уже будет некуда.

Леонид Нерсисян — военный обозреватель ИА REGNUM