fgulen.ru
Фетуллах Гюлен. Турецкий богослов и общественный деятель.

Социальные сети (социальные медиа) в интернет-среде и совокупность верифицируемых репрезентативных социологических опросов, традиционно находящихся под наименьшим государственным и общественным контролем, сегодня в наибольшей степени отражают структуры национального консенсуса. Именно поэтому в области международной информации и пропаганды так популярны сегодня ссылки на дискуссии в социальных сетях и опросы.

Сравнения так выраженного национального консенсуса с национальной внешней политикой позволяют сделать выводы о том, насколько в ней отражается этот консенсус, насколько адекватна дипломатия реальным приоритетам и ценностям своего общества, насколько едина и последовательна внешняя политика государства. То есть именно так легче всего обнаружить столь популярные в западных прописях «качество управления», «прозрачность» и «обратную связь». Можно подумать, что самое высокое качество — это единая, целостная дипломатия и единая внешняя политика единой власти, которая опирается на общенациональный консенсус по внешнеполитическим проблемам и приоритетам, адекватно отражает его и обслуживает его. Что же теперь обслуживает западная дипломатия в её холодной войне против России, наказывающая её за воссоединение с Крымом и поддержку русских на Украине?

Действительно, информационное поле полно данных о том, как на Западе резко, до абсолютной, выросла доля людей, особенно в Германии, видящих в России агрессивного врага, опасающихся России, требующих «остановить Россию» и наказать её. Например, польский Центр исследования общественного мнения (СBOS) обнаружил, что 47% поляков ощущают угрозу для Польши и 80% из них считают, что самая большая опасность исходит со стороны России. И в этом контексте надо признать, что антироссийское ожесточение западных дипломатий пользуется весомой поддержкой внутри западных обществ. А сами правительства — качественны, прозрачны и находятся в прямой связи со своими народами.

Но что получится, если посмотреть на такой рафинированный консенсус Запада в мировом контексте и особенно в контексте общепризнанных мировых угроз? Gallup International сообщил по итогам 2013 года, что в масштабной выборке в 66.000 опрошенных по всему миру наибольшая угроза миру исходит от США — для 24%. За ними идут Пакистан (8%), Китай (6%), Афганистан, Иран, Израиль, Северная Корея (по 5%), Индия, Ирак и Япония (по 4%). В мировом контексте видят угрозу в России лишь 2%. Даже если учесть, что в течение 2014 года новая холодная война Запада против России привнесла некоторые поправки в эти данные, то нельзя не увидеть, что перед Западом и антирусскими национальными консенсусами внутри него на самом деле стоит большая задача — переменить лидеров и аутсайдеров мировой ненависти местами.

Есть и ещё одно существенное отличие в «языке ненависти» дипломатии Запада от мировых данных. Как сказано, в Израиле видят мировую угрозу лишь 5%. С этой очевидной терпимостью к Израилю, кажется, солидарны западные дипломатии и риторика общественного самоконтроля, публично принуждающего очередного известного пьяного болтуна покаяться за мнимый или подлинный антисемитизм и пройти курс «научной толерантности». Но что же на деле?

Известная независимая еврейская организация из США Anti-Defamation League традиционно проводит социологический мониторинг распространения антисемитизма, исследуя его как раз в прикладной сфере «языка ненависти» против евреев. Ясно, что её данные вызывают политические протесты — особенно в Германии, но не вызывают ответного вала альтернативных научных исследований антисемитизма, которые помогли бы не замолчать, а лучше исследовать тему.

По данным Anti-Defamation League (2012), с высказыванием «евреи более лояльны к Израилю, чем к стране проживания» — согласны, например в Австрии — 47%, Франции — 45%, Германии — 52%, Норвегии — 58%, Польше — 61%, Испании — 72%. «Евреи имеют слишком большую власть в деловом мире»: с этим согласны в Венгрии — 73%, Польше — 54%, Испании — 60%. «Евреи слишком много говорят о Холокосте»: так думают в Австрии — 45%, Германии — 43%, Венгрии — 63%, Италии — 48%, Польше — 53%. Дальше — больше: в 2014 году в Литве 74% респондентов ответили, что евреи более лояльны к Израилю, чем к стране, в которой сейчас живут, и 65% заявили, что евреи слишком много говорят о Холокосте.

И это среди самых отчаянно верных риторическим «европейским ценностям» учителей жизни, среди самых передовых бойцов холодной войны против России! Реализуют ли такие свои национальные консенсусы «качественные», «народные» и «прозрачные» западные дипломатии? Нет? Отчего же? Ведь антисемитизм в их странах столь же распространён, как и русофобия, — и сегодня, в новой холодной войне, — в ряду врагов Запада — русские явно встали рядом с евреями.

И мы можем сказать, что на такое западное дружелюбие общество России реагирует вполне адекватно. И общенациональный консенсус в России служит предельно внятным указанием её дипломатии и внешней политике, каких бы местных прозападных клоунов ни рекламировали западные бойцы холодной войны в качестве «совести нации» и «русской интеллигенции».

По данным главного социологического центра радикальной либеральной оппозиции в России, «Левада-центра», число жителей России, испытывающих уважение к себе, увеличилось с 27% в 2012 году до 45% в 2014-м. Тот же центр отмечает беспрецедентную солидарность жителей России в отношении к США: доля тех, кто относится к ним «плохо», одновременно с новыми ожесточёнными попытками США «научить Россию демократии» выросла с 44% в январе 2014 года до 74% в июле, что является максимумом за всё время наблюдений (для сравнения: по данным окологосударственного Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) за тот же июль 2014 года, «враждебными» назвали США 77%). 60% негативно воспринимают идущий по следу США Европейский союз. По данным «Левада-центра», этот тренд носит ещё более глубокий характер: если в сентябре 1999 года за вступление России в ЕС высказывалось в целом 65% жителей России, то в сентябре 2014 года таких осталось только 16%.

Государственный социологический институт ВЦИОМ в июле 2014 года выявил, что 88% опрошенных в России уверены, что существует угроза для русскоговорящего населения Украины, и 84% — что президент РФ должен отстаивать интересы русскоязычного населения Украины. И специально для клоунадной «совести нации» детализировал: так думают в первую очередь именно москвичи и петербуржцы (96%).

Как известно, до 2014 года высшим образом национального консенсуса в России была память о Дне Победы 9 мая 1945 года. Главным своим гражданским праздником его неизменно называли 85% жителей России. Трудно было себе представить, что может с наибольшей степенью объединить общество, в абсолютном большинстве иных предпочтений, в том числе частных, семейных, политических, гораздо более расколотое или разнообразное. Но и этот предел был преодолён. И новым высшим образом консенсуса стал Крым, 96% населения которого на референдуме проголосовали за возвращение в Россию.

В марте 2014 года ФОМ и ВЦИОМ провели в России крупнейший за всю её историю социологический опрос, в котором приняли участие почти 50.000 респондентов, а каждый регион России был представлен репрезентативной выборкой. Согласие с присоединением Крыма к России выразил 91%. В июле 2014-го, когда в полной мере уже развернулась холодная война Запада против России, новое исследование ВЦИОМ показало, что 94% по-прежнему считают правильным решение о принятии Крыма в состав России. Даже оппозиционный либерально-прозападный «Левада-центр» не может подвергнуть сомнению этот консенсус, даже настаивая на умозрительном третьем сценарии — независимости Крыма равно от России и Украины: в марте 2014-го за Крым вне Украины (в составе России + независимый Крым) высказались 75% (64+11), а в июле — ещё больше: 88% (73+15)…

Лицемерная западная дипломатия привыкла скрывать и игнорировать позорный антиеврейский консенсус в длинном ряде западных стран, но строго следует «языку ненависти» против России.

В случае с Россией и Крымом она должна знать, что ей здесь противостоит абсолютный, максимальный национальный консенсус, объединяющий людей больше, чем что бы то ни было.