В Южной Осетии на этой неделе встречали добровольцев, вернувшихся с Донбасса, где они принимали участие в боевых действиях против украинских националистов. Встретиться с героями, отправившимися на защиту Донецка и Луганска, пришли руководство и общественность республики. Одним из организаторов возвращения молодых людей на родину стал российский политолог и общественный деятель, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян.

Сами добровольцы оказались людьми немногословными, с неохотой отвечавшими на многочисленные вопросы журналистов. Свои имена они называли неохотно, обращаясь друг к другу исключительно по позывным — Фанат, Топаз, Легенда, были даже Прокурор с Юристом. Вместе с осетинскими добровольцами в Южную Осетию приехали и те, рядом с кем им пришлось воевать на Донбассе.

«Очень приятно, что рядом с нами встали наши братья по сердцу, по духу. И мне не жалко в бою кого-то из осетин прикрыть и отдать за него свою жизнь. Поэтому я с ними и приехал сюда, и воюю с этим отрядом», — сказал один из ополченцев Николай Прокофьев.

Он уверен, что Донбассу удастся выстоять и защитить свою независимость, на защиту которой встало все население. «Ополченцам пришлось взять в руки оружие не для того, чтобы на кого-то напасть, а чтобы обезопасить себя. Данными темпами мы сумеем выстоять. В последнее время нам запрещают наступать, мы держим оборону уже захваченных рубежей», — сказал он.

По словам ополченца, многие жители Донецка и Луганска уже возвращаются в свои дома, так как интенсивность обстрелов и боестолкновений, безусловно, уменьшилась. «Война идет, но не так как раньше. В основном действуют диверсионные группы. Перемирия как такового нет», — говорит ополченец из Северной Осетии, не пожелавший назвать своего имени.

Он отметил, что те, кто смотрит и читает украинские СМИ, может им не верить, «это — одно вранье». «Напротив, из того, что показывают по российскому телевидению, на 90% правда», — уверяет Прокурор.

Назвавший себя Фанатом рассказывает, что как и большинство других осетинских добровольцев, ушел из дома и отправился в Донецк тайком, никому ничего не сказав. «Даже мой лучший друг не знал об этом. Своих я обнаружил быстро, без особых препятствий», — сказал он, отметив, что осетины в Донецке стараются держаться вместе.

Зайти домой и повидаться с родными, говорит он, еще не успел. Однако уверяет, что намерен отправиться назад в Донецк и продолжить воевать «против украинских фашистов».

21-летний Хох Габараев уверяет, что обратно в Донецк не поедет. «Когда я первый раз приехал в Донецк, там шли активные бои. Сегодня там чуть спокойнее стало. Постепенно возвращаются беженцы. Машин в Донецке стало больше, люди постепенно туда возвращаются», — сказал он. Родителей Хох пока не видел. «Сейчас поеду домой и останусь тут, я уже не вижу смысла в том, чтобы отправиться обратно», — рассказал ополченец.

Доброволец из Южной Осетии Маир Плиев, один из первых отправившийся в Донецк, утверждает, что война на юго-востоке ни на день не останавливалась, «несмотря на объявленное перемирие, обстрелы населенных пунктов продолжаются, гибнет мирное население». «В этом месяце к нам приехали еще около десяти добровольцев из Осетии. Большинство из них из Южной Осетии», — говорит он.

Артур Гудзалов из Северной Осетии. Именно ему была предоставлена возможность попросить прощения у старших за то, что добровольцы отправились на войну без их одобрения. «Осетины приехали туда защищать мирных граждан. Помочь жителям самоопределившихся республик в том, что они хотят быть независимыми, но им навязывают другие ценности и принуждают их быть рабами. В них стреляют, убивают мирных жителей, мы просто осетинские мужчины, которые хотят помочь тем, кто в нашей помощи нуждается», — рассказывает он.

Многие из ополченцев, как и доброволец с позывным «Легенда», побывали в плену у украинской нацгвардии, спаслись чудом. «Он попал плен, спасая людей. Легенда вывозил раненых из Донецка в Ростов. Но его удалось обменять на пленных украинских солдат», — рассказывает Прокурор.

Почти все добровольцы, с которыми удалось пообщаться корреспонденту ИА REGNUM, заявили о намерении вернуться обратно в Донецк.

Десяти из них, согласно распоряжению президента Леонида Тибилова, предстоит отдых в югоосетинском лечебном санаторий «Ныфс» в Знаурском районе. Остальные могут пройти курс реабилитации в этом же санатории в 2015 году.