Половина прибывших в Россию украинских беженцев отняла у русских работу, а вторая половина не желает работать — создан конфликт, который в Белоруссии недопустим. Об этом 20 октября в Минске на совещании по вопросам занятости и миграции заявил Александр Лукашенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«С Украины приехали люди. Мы их поддерживаем — беда у них. Но они должны четко знать: если они хотят здесь остаться на какую-то длительную перспективу — идите работайте. Я не зря им намекнул на пресс-конференции, ибо получим то, что происходит у нас в России: „Давайте, едьте к нам!“ Приехали — половина работать не хотят. А половина занимает те места, что русским людям недоступно было, — поведал Лукашенко. — И получился конфликт между приезжими братьями-славянами, приехавшими с Украины, и русским человеком, который там постоянно живёт. Мы этого хотим? Не надо! Поэтому всех сориентировать на то: вы приехали, мы вас — беда — принимаем, но надо работать».

Однако проблема ориентации потоков беженцев с Украины была лишь одной из тем совещания. Большую часть времени чиновники посвятили поиску путей повышения участия белорусов в экономической жизни республики, приумножению материальных благ, перераспределяемых номенклатурой.

Зампред Совмина Белоруссии Анатолий Тозик в ходе совещания представил своё видение решения проблемы снижения социальной нагрузки на белорусский госбюджет: «Мы хотим подготовить нормативный акт, который позволил бы нам: если человек не платит подоходный налог и налоги в органы соцзащиты (ФСЗН) — он мог бы только в том же здравоохранении получать минимальную помощь. Ну, по детям, я считаю, что нам детей трогать нельзя здесь. А в медицине: тогда, когда неотложная помощь, чтобы он уже не умер — помочь, а дальше он должен отработать и оплатить это».

«Человек должен идти за работой, а не работа за ним, — отметил он, зачитывая текст своего доклада. — Считаем в этой связи целесообразным дальнейшее сокращение строительства собственного жилья с господдержкой и увеличение строительства доступного по цене арендного жилья».

Тозик предложил пересмотреть пенсионное законодательство, а также сократить перечень медицинских услуг тем, чей вклад в благосостояние постсоветской республики будет признан намного меньшим, чем вклад участников совещания. «Если у него нет 15 лет стажа, в течение которых он выплачивал все необходимые налоги в государство — он не имеет права получить нормальную пенсию и, естественно, общего стажа. Это первое. Затем мы предлагаем: когда человек будет обращаться за пенсией, то учитывать последние 20 лет. Поэтому это тоже многих заставит выйти из тени и начинать работать», — предложил экс-генерал КГБ.

Александр Лукашенко одобрил такие инициативы, высказав ряд замечаний по практической их реализации. По мнению Лукашенко, если тщедушный алкоголик получит от председателя Совмина Белоруссии Михаила Мясниковича бутылку «чернила» (плодово-ягодного вина белорусского производства, жарг., — прим. ИА ИА REGNUM), то вовлечь его в приумножение благосостояния республики будет невозможно: алкоголика найдут под забором — он даже не выпьет и половины бутылки. Присутствующий на совещании Мясникович молча выслушал своего начальника.

«Слушайте, Анатолий Афанасьевич: ну мы же с вами земные люди. Как вы алкоголика экономически заставите что-то сделать?» — озадачил участников совещания Лукашенко. На поставленный им вопрос он же и дал ответ: надзиратели с дубинами, работа за колючей проволокой за «пайку» — такие меры принесут должный эффект. «Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить их работать», — подчеркнул Лукашенко. Ключевую роль в реализации такого плана должно сыграть МВД во главе с Игорем Шуневичем, считает Лукашенко. Отметим, согласно неофициальной биографии, Лукашенко имеет опыт работы в колонии УЖ 15/17 (1983-1985 гг.).

«А если Шуневич его возьмёт с утра за шиворот или средь бела дня, потрясёт там где-то в холодной воде, в чувство приведёт, не выпуская на улицу, и за колючую проволоку — иди работай. А Ладутько (глава Мингорисполкома Николай Ладутько, — прим. ИА REGNUM) огородит объемы работы — это будет недорого, — пояснил Лукашенко. — А там будет ходить от Шуневича надсмотрщик, грубо говоря, с дубиной хорошей: отработал от сель до сель, как ты говоришь, 40 квадратных метров — получишь пайку, не отработал — не получишь, будешь работать до посинения! Вот как надо заставлять таких работать. Это будет понятно, они это поймут. А „экономически“ — к какой-то части надо экономически, поэтому надо ввести и экономическое принуждение».

«Красивое слово для этого человека — тунеядец. Поэтому тунеядство надо ввести», — заявил руководитель республики, одобряя до этого не поддержанную инициативу МВД. «1 января принять меры, чтобы все — и рак, и жук, и жаба, и щука — все работали! Заставить всех работать, — распорядился он. — С 1 января ни один тунеядец в стране быть не должен!»

В ходе обсуждения озвученных Тозиком и другими докладчиками инициатив, Лукашенко определил новые контуры будущей системы социального обеспечения «белорусской модели», которую также называют «рыночным социализмом». В частности, зашла речь о монетизации услуг Минздрава. «Человека нельзя бросить на улице, какой бы он ни был, — отметил Лукашенко. — Мы неотложную помощь мгновенно оказываем, а потом говорим: „Парень, деньги где? Ты государству их оставил, чтобы мы тебя лечили, — будем лечить. Не оставил — ну так плати“. Кто эту позицию не поддержит в народе? Все поддержат — 99% поддержат».