В Польше разгорается политический скандал, спровоцированный заявлениями маршала Сейма Радослава Сикорского в интервью американскому журналу Politico. Напомним, что сказал председатель польского парламента: «Одна из первых идей, высказанных Путиным моему премьер-министру Дональду Туску (который скоро станет председателем Европейского совета), когда тот посетил Москву (в 2008 году — С.С.). Он тогда сказал, что Украина — это искусственная страна, что Львов — это польский город, и что нам надо вместе с ней разобраться. К счастью, Туск ничего ему не ответил. Он знал, что его записывают». Эти слова потрясли польский политикум. От спикера парламента потребовали объяснений. Во время выхода к журналистам в Сейме Сикорский отказался как-либо комментировать свои высказывания. Однако он дал небольшое интервью Gazeta Wyborcza, в котором пояснил несколько моментов. «Я не был свидетелем этого разговора, но до меня дошла такая интерпретация», — отметил маршал. Он сослался на то, что его интервью журналисту американского издания было бы желательно перед публикацией послать на утверждение, поскольку «я не говорил, например, что Туск мог быть записан в Кремле, потому что не имею таких сведений». Уточняя якобы сделанное российским президентом Владимиром Путиным предложение о «разделе Украины», Сикорский подчеркнул, что это могла быть «злая шутка», так как «Путин подобным языком разговаривает с некоторыми европейскими и мировыми лидерами, например, когда недавно заявил главе Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу, что через две недели может оказаться в Киеве».

Сам автор статьи в Politico Бен Джуда удивился реакции на высказывание Сикорского. «Поляки должны гордиться своими политиками, — написал журналист. — Тот факт, что Туск отверг российское предложение поучаствовать в новом пакте Молотова — Риббентропа, делает его еще более подходящим человеком, чтобы председательствовать в Европейском союзе, и об этом знает Ангела Меркель». Он также опроверг упреки в недобросовестном цитировании, напомнив, что в англо-американской прессе не принято согласовывать интервью. Учитывая, что Сикорский в свое время работал заграничным корреспондентом британских изданий Spectator и Observer, вряд ли маршал Сейма не понимал, что он делает. Премьер-министр Польши Ева Копач назвала заявления Сикорского «скандальными». Пресс-секретарь главы кабинета Ивона Сулик сообщила прессе, что Копач еще не разговаривала со спикером, однако этот разговор, «безусловно, состоится». По словам Сулик, все ждут разъяснений. «Шокирующим делом» назвал в интервью TVP Info статью в американском журнале вице-премьер и министр обороны Томаш Семоняк. При этом он пояснил, что не обладает какой-либо информацией, получала ли Варшава предложение о разделе Украины. Президент Бронислав Коморовский еще не высказывался, но его советник Томаш Наленч предложил дождаться разъяснений самого маршала, удивившись, что эта история Сикорским замалчивалась столько лет.

С требованием отправить главу парламента в отставку выступил президент оппозиционной партии «Право и Справедливость» (PiS) Ярослав Качиньский. По словам Качиньского, «любой, кто слышал, знал о планах разделения по отношению к существующему и признанному международным сообществом государству, должен был проинформировать президента Польши для принятия соответствующих мер на международном уровне», поэтому Сикорский проявил «безответственность». Лидера PiS решил поддержать глава Союза левых демократических сил (SLD) Лешек Миллер. «Либо маршал Сейма подтверждает, что он был свидетелем слов, сказанных Путиным, либо отрицает, а значит, такие слова никто никогда не слышал», — сказал Миллер. Он подчеркнул, что отсутствие доказательств снижает доверие к словам Сикорского, именно поэтому Туск должен как можно скорее сделать заявление по данному вопросу. Но Туск пока молчит. Хотя трудно не согласиться с председателем SLD, что эта история больше всего бьет по нему. От кого спикер парламента, на тот момент министр иностранных дел, мог узнать подробностях беседы лидеров двух стран, как не от «своего» премьер-министра, соответственно, почему молчал все это время Туск?

Интересно, что скандальная статья в американском журнале появилась накануне заседания Совета национальной безопасности во главе с президентом Коморовским, намеченного на среду, 22 октября. Члены СНБ впервые соберутся в обновленном составе и должны будут рассмотреть Стратегию укрепления национальной безопасности (SBN). Стратегия является наиболее важным документом по вопросам безопасности и обороны. По словам главы Национального бюро безопасности Станислава Козея, планируется обсудить три аспекта — политико-стратегическую оборонную директиву, меры по укреплению обороны страны за счет интеграции в единую систему различных элементов вне Вооруженных сил (спецназ и национальные резервные силы), а также доктрину государственной кибербезопасности. А еще раньше польские спецслужбы дали «утечку» в прессу о проведенной ими операции по задержанию «российских шпионов». Речь шла о подполковнике департамента образования и продвижения обороноспособности министерства обороны и юристе с двойным гражданством. Некоторые эксперты, комментируя эту операцию, удивлялись, зачем нужно было брать этих двух «шпионов» вместо того, чтобы накрыть всю сеть.

После отставки премьер-министра Туска и министра иностранных дел Сикорского, на смену которым пришли Копач и Гжегож Схетына, было очевидным ожидать выработки польским политикумом новой внешней политики. Однако складывается впечатление, что на этот процесс активно влияют некие силы за пределами страны. В недавнем комментарии Rzeczpospolita со ссылкой на анонимного польского дипломата говорится, что весной этого года Варшава перестала лоббировать в Евросоюзе «собственную политику по отношению к Украине», это была плата за продвижение Туска на высокий пост в ЕС. С одной стороны, подобная версия имеет право на существование. Она объясняет поступок маршала Сейма, который своим интервью подставил экс-премьера, — ведь Сикорский сам претендовал на позицию представителя ЕС по внешней политике, на которую и разменяли должность для его шефа. Но тогда встает вопрос: кто же в Евросоюзе так хотел вывести Польшу из игры по Украине? И мог ли один Туск взамен на пост председателя Европейского союза гарантировать им это? Поэтому, с другой стороны, нельзя исключать того, что кто-то в Варшаве начал тайное расследование «странностей» политики прежнего кабинета министров. В таком случае демарш Сикорского имеет свое объяснение — это предупреждение товарищам по правительству и партии, что у бывшего министра иностранных дел хорошая память, и он не намерен отвечать один за принятые политические решения.