Пока шведские ВМС бороздят воды под Стокгольмом в поисках того, что официально описывается как «иностранная подводная активность», а по факту в шведской прессе именуется «российской подводной лодкой», западные журналисты со стажем, не сговариваясь, вспоминают «холодную войну».

Например, корреспондент британской The Guardian Питер Уолкер, пишет, что на фоне мутной и явно напоминающей о холодной войне игре в кошки-мышки в водах архипелага Стокгольма складывается впечатление, что шведский ВМФ подозревает Россию в том, что она прячет подлодку вблизи иностранной столицы.

Американское издание The New York Times озаглавило один из материалов, посвященных событиям в Балтийском море, «Швеция ищет источник подводного сигнала». По мнению автора статьи Андрю Крамера, военная конфронтация в Балтийском море достигла уровня «холодной войны», в то время как НАТО направило дополнительные силы в регион, а Россия интенсифицировала маневры на своих границах.

В другом материале The New York Times Дэн Билефски отмечает, что события развиваются на фоне напряженности в отношениях между Востоком и Западом, которая достигла «невиданного за десятилетия» уровня. Поиски подлодки рядом со Стокгольмом, по мнению журналиста, похожи на триллер времен «холодной войны», и пользователи соцсетей уже прозвали операцию Шведских ВМС «охотой за „Красным октябрем“». Издание отмечает, что поисками подлодки спровоцирован рост теорий заговора, обвинений и контробвинений в мировых СМИ.

Французское издание Le Monde выпустило материал под заголовком «Загадка масштабной военной операции Швеции в Балтийском море», в котором называет поисковую операцию крупнейшей «со времен холодной войны». Амбиции Москвы, выразившиеся в кризисе на Украине и присоединении Крыма, говорится в статье, вызвали беспокойство у стран Восточной Европы, имеющих выход к Балтийскому морю.

Ричард Майлн, корреспондент The Financial Times, сразу вспомнил «охоту» за советскими подлодками 80-х годов, а в особенности инцидент с советской подлодкой С-363, которая села на мель в районе строго охраняемой секретной главной базы военно-морских сил Швеции, Карлскроне в 1981 году. В его статье под заголовком «Поиски иностранной подлодки в Швеции усиливают напряжение в Балтийском море» отмечается, что обнаружение Швецией иностранной подводной активности произошло в момент «широкой обеспокоенности Балтии намерениями России».

Способны ли шведские военные защищать страну дольше, чем несколько дней, особенно стратегически важный остров Готланд посреди Балтийского моря, спрашивает журналист. Опасения у страны Балтии вызваны тем, что Готланд может быть использован в любом конфликте как база для атаки против них.

По информации журнала Newsweek, «русская подлодка» стала не единственным «нежеланным гостем» в Балтийском море. Издание напоминает о предполагаемых нарушениях двумя российскими истребителями и четырьмя бомбардировщиками воздушного пространства Швеции. Не забыл автор статьи и истории о «русских военных судов и истребителей» у границ Латвии, Литвы и Эстонии и Финляндии в 2010 году.

Британская The Telegraph в материале профессора Королевского колледжа Лондона Эндрю Ламберта констатирует факт, что в реальности Россия не собирается нападать на Швецию или Балтийские государства. Однако Стокгольму, Прибалтике и их союзникам в НАТО нужно укреплять оборону, памятуя об истории соседства с Россией (имеется в виду период с 1700 по 1809 год, когда Российская империя, по мнению издания, сильно сократила Шведскую империю, отвоевав выход к Балтийскому морю). По мнению Ламберта, Путин не хочет увидеть повторение сценария 1981 года с советской подлодкой. Он хочет отвлечь внимание от Донецка, но не начать новый конфликт.

Газета The Guardian отмечает интересный факт: шпионский скандал с якобы российской подводной лодкой развивается на фоне представления новым правительством меньшинства в Швеции своего первого бюджета. Новый министр финансов Швеции уже пообещал выделить больше средств для армии.