«Мы не считаем, что Цукурс невиновен. Он повинен и свою смерть заслужил. Может быть, не в такой форме, как это описывается в мерзкой брошюрке, распространявшейся перед началом спектакля о Цукурсе», — считает создатель и куратор музея «Евреи в Латвии», доктор истории Маргер Вестерманис, комментируя постановку мюзикла «Цукурс. Герберт Цукурс». «Неприемлемо ставить прославляющий Цукурса спектакль до того, как вынесен окончательный вердикт по его делу», — заявил Вестерманис порталу Ves.lv.

«Мы, и я в первую очередь, дистанцируемся от позиции Моссада, казнившего Цукурса 23 февраля 1965 года за то, что тот будто бы повинен в смерти 30 тысяч евреев, и его аргументации в отношении Герберта Цукурса. А такие мнения распространяются, в том числе и в программке этого весьма позорного спектакля, который, к сожалению, проходил в здании Латвийской академии наук, почетным членом которой я являюсь. Нельзя иначе назвать мероприятие, которое восхваляет Цукурса, невзирая на прошлое, и которое начинается с третирования Пинхуса Шапиро, знакомого Цукурса, которого тот выгнал из его же квартиры, чтобы поселиться в ней самому. Перед тем как показать трагическую гибель Шапиро, (авторы спектакля — прим. ИА REGNUM) его делают комическим клоуном», — сказал Вестерманис, сам переживший ужасы гетто и концлагеря.

По его словам, можно понять проявление обостренного чувства жалости латышей к своим национальным героям. «Цукурс — единственная фигура в истории Латвии того времени, имя которого знают за ее пределами. Второе такое имя, которое тоже всем известно, это имя Виктора Арайса. Первая попытка оправдать Цукурса была предпринята в 2005 году, когда в Лиепае была устроена выставка, а также снят фильм, восхваляющий его как героя. Однако правительство и тогда, и впоследствии отказывало семье Цукурса в просьбе перезахоронить его останки на Братском кладбище в Риге. Вайра Вике-Фрейберга тогда сказала, что Цукурс — преступник и трагическая фигура в истории Латвии. Мы не против того, чтобы показывали эту фигуру. Вопрос в том, как это делается. Конечно, Рижским гетто управляли немецкие оккупационные власти. Цукурс, будучи заведующим гаражом в команде Арайса, вообще никакого отношения к гетто не имел. Но накануне двух (уничтожительных — прим. ИА REGNUM) акций 30 ноября и 8 декабря он был назначен руководителем группы, отвечавшей за конвоирование евреев к местам расстрелов. Что там происходило в момент конвоирования, мы не знаем. Свидетелей в живых не осталось. Из 73 тысяч евреев, оказавшихся на оккупированной немцами территории Латвии, выжили около полутора тысяч человек, из которых только 1/3 составляли рижане. Теоретически кто-то из них мог видеть. Свидетелей-евреев мало, но мы приводим имеющиеся свидетельства. Я, будучи узником гетто, слышал о том, что Цукурс — герой Латвии — орудует в гетто, но сам лично его не видел», — сказал Вестерманис.

Историк не дал прямого ответа на вопрос, почему латвийская Генпрокуратура до сих пор не получила от своих израильских коллег ответа на запрос с просьбой прислать доказательства участия Цукурса в холокосте на территории Латвии. «Мы не являемся представителями Израиля. К сожалению, ложное мнение о коллективной ответственности евреев бытует до сих пор. Однако Зурров, преемник Визенталя, считает, что у него достаточно своих доказательств вины Цукурса. Мы не считаем, что он невиновен. Он повинен и свою смерть заслужил. Может быть, не в такой форме, как это описывается в мерзкой брошюрке, распространявшейся перед началом спектакля о Цукурсе», — подчеркнул Маргер Вестерманис.

В то же время он согласен с тем, что общество нуждается в обсуждении истории Цукурса, как и в том, чтобы поставить юридически обоснованную точку в его деле, на необходимости чего настаивает продюсер мюзикла «Цукурс. Герберт Цукурс» Юрис Миллерс. «Будем надеяться. Но пока обсуждение ведется на несерьезном полемическом уровне. Например, в ходе дискуссии в студии русской редакции канала LTV7 говорилось о чем угодно, кроме той темы. Ведущий не дал говорить о Цукурсе и его деятельности. Надо анализировать наши доводы. Мы же не официальные обвинители, для этого есть прокуратура и следственные органы. Но мы не отказываемся оказать им помощь», — сказал Вестерманис.

По его словам, неприемлемо ставить прославляющий Цукурса спектакль до того, как вынесен окончательный вердикт по его делу. «Как можно ставить мюзикл о трагическом падении национального героя? Это явная безвкусица и отсутствие элементарного такта, как по отношению к личности самого героя, так и по отношению к его жертвам. Нечистая совесть иногда приводит к таким нарочито провокационным действиям. Упорство, с каким поднимается вопрос о Цукурсе, говорит о том, что за этим стоят националистические, антисемитские силы. А комментарии в Delfi, среди которых очень мало осуждающих Цукурса, показывают настроения в обществе и напоминают мне то, что я пережил в 1941 году», — заключил историк.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, Герберт Цукурс являлся известным лётчиком и авиаконструктором. Он считается военным преступником, но не был судим, так как бежал после войны в Латинскую Америку. В годы Второй мировой войны Цукурс состоял сотрудником карательной команды Виктора Арайса, которая участвовала в уничтожении 25 тысяч человек. Убит спецслужбами Израиля 23 февраля 1965 года в Уругвае. Генеральная прокуратура Латвии не завершила начатую в 1996 году проверку дела обвиняемого в геноциде Герберта Цукурса и, по словам ее сотрудников, продолжает проверку материалов.

Премьера мюзикла о Цукурсе, состоявшаяся в Лиепае и Риге в начале месяца, вызвала широкий резонанс в республике и за ее пределами и получила множество гневных откликов.