Состоявшийся 20-21 октября визит в Иран премьер-министра Армении Овика Абрамяна был примечателен в плане возможной активизации армяно-иранского сотрудничества в экономической сфере и в частности возобновления ряда ранее замороженных проектов.

По итогам визита Овик Абрамян охарактеризовал его как плодотворный, отметив, что «все двусторонние программы, которые были в полузамороженном состоянии в последние два года, вновь возобновятся». Премьер-министр выразил уверенность, что все достигнутые договоренности будут осуществлены в ближайшем будущем.

Напомним, что в ходе визита армянской делегации в Иран стороны договорились о совместном строительстве третьей линии электропередачи и гидроэлектростанции на армяно-иранской границе. Иранская сторона также призвала к увеличению объема товарооборота между Арменией и Ираном, составляющим в настоящее время порядка $300 млн. Кроме того, Тегеран выразил заинтересованность в использовании территории Армении в качестве транзитного маршрута для экспорта товаров в Россию.

В то же время конкретные итоги визита выглядят относительно скромно на фоне наличия ряда крупных совместных проектов, реализация которых в настоящее время фактически приостановлена. Это, в частности, строительство нефтепродуктопровода Иран-Армения, которое планировалось начать еще в 2011 г. Данный проект предусматривает транспортировку нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов Ирана в иранский город Тебриз, а оттуда уже в армянский городок Ерасх, где планируется построить терминал.

Еще одним стратегическим проектом является строительство железной дороги Север-Юг (Иран-Армения), ввод в эксплуатацию которой позволит Армении получить альтернативный грузинскому маршрут транспортировки товаров, что критически важно для подвергающейся блокаде со стороны Азербайджана и Турции армянской экономики. Также необходимо отметить проект строительства на реке Аракс двух самых мощных на Южном Кавказе гидроэлектростанций, на армянской территории ГЭС будет размещена в Мегри, а с иранской стороны — в Карачиларе.

Наличие проблем с финансированием указанных проектов по итогам визита армянской делегации в Иран признали обе стороны. Так, 22 октября премьер-министр Армении заявил, что правительство страны продолжает искать инвесторов для проекта строительства железной дороги Иран-Армения. Он отметил, что инвестиционная компания «Расиа ФЗЭ» уже заинтересовалась проектом и теперь ищет для него финансирование. «Программа эта, как вы знаете, очень важна для нашей страны. Руководство Ирана готово к сотрудничеству, и как только мы найдем финансирование для проекта, поможет нам в его реализации», — заявил премьер-министр. В свою очередь министр энергетики Ирана Хамид Читчиан относительно планов Ирана и Армении ускорить темпы подготовки к строительству гидроэлектростанций на Араксе, заявил что «банковские проблемы тормозили проект в течение некоторого времени, но эти вопросы сейчас решаются».

На реализацию стратегических армяно-иранских проектов негативно повлияло резкое ужесточение странами Запада санкций в отношении Тегерана и в особенности изоляция Ирана от мировой финансовой системы. Нынешняя попытка активизации армяно-иранского экономического сотрудничества имеет место на фоне частичного ослабления западных санкций в отношении Ирана, после заключения промежуточного соглашения по ядерной программе между Тегераном и «шестеркой» (постоянные члены Совета Безопасности ООН и Германия) в Женеве в ноябре 2013 г.

Целесообразность строительства железной дороги Иран-Армения стоит в ряду совместных проектов особняком. Но многолетняя отсрочка строительства Мегринской ГЭС, многолетняя отсрочка сначала строительства третьего ряда высоковольтной ЛЭП (что позволит дополнительно загрузить генерирующие мощности в Армении), отсрочка строительства нефтепродуктопровода из Ирана в Армению, сокращение экспорта из Армении в Иран и падение торгового оборота в целом, резкое сокращение потока иранских туристов в Армению — только основная часть ущерба от западных санкций против Ирана.

Таким образом итоги визита армянской делегации в Иран свидетельствуют, что сохранение в силе основного ядра западных санкций против Тегерана продолжает негативно сказываться на темпах и интенсивности армяно-иранского экономического сотрудничества. По сути итогом визита армянского премьера в Иран стало некое повторное утверждение добрых намерений между сторонами относительно уже существующих проектов.

Ирану и «шестерке» в настоящее время предстоит серия решающих переговоров до истечения 24 ноября срока выработки окончательного соглашения по ядерной программе Тегерана. Данная дата была определена в рамках промежуточного соглашения между сторонами, заключенного в Женеве в ноябре 2013 г.

Ереванское бюро ИА REGNUM