24 октября в Ереване состоялся очередной митинг, так называемой, «невластной тройки» — партии «Процветающая Армения», «Наследие» и «Армянский национальный конгресс» (далее по тексту — оппозиция), в ходе которой два спикера мероприятия — Левон Тер-Петросян и Гагик Царукян — расставили все точки над «i».

Текущая ситуация в политическом поле Армении, в определенном смысле кульминацией которой стал митинг 24 октября, стала развиваться еще весной этого года. Многие (и не только скептики) утверждали об отсутствии в стране сколь-нибудь интересной политической повестки, поскольку ближайшие очередные выборы предстоят в 2017 году (парламентские), а президентские выборы и того позже — в 2018 году. Представители правящей Республиканской партии не упускали случая иронизировать по поводу обратного мнения и утверждали о невозможности «жаркой осени», фальшстарте оппозиции и тому подобное.

Не забегая в дебри, отметим, что весна 2014 года ознаменовалась двумя ключевыми событиями в политике Армении, во многом положившими начало текущей осени (жаркой или холодной — дело вкуса, суть от нижеследующего не меняется). Во-первых, президент Серж Саргсян публично отрекся от «престола» в будущем. Он официально заявил, что никогда больше не станет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах (никогда подчеркнули, поскольку формально, по российскому сценарию, он может баллотироваться после одного президентского срока другого лица — Конституция Армении позволяет). Тут же он прямо заявил, что в случае перехода на парламентскую систему правления государством путем изменения Конституции Армении, не будет претендовать и на премьерский пост. И, вообще, он за действующую Конституцию (гибридная модель управления). Но, во-вторых, тут же был инициирован процесс изменения Основного закона. А зачем менять, если ты за?

Именно в этом противоречии оппозиция усмотрела фальшь в словах Саргсяна, и основательно подготовилась к текущей осени, копя митинговый потенциал. Митинг 10 октября стал репетицией — оппозиция зондировала итоги своей работы за лето. То есть аккумулирован ли достаточный потенциал для давления на власти?

Митинг 24 октября стал свидетельством того, что оппозиция уверена — она собрала потенциал для давления на Сержа Саргсяна с целью исполнения своих требований. А конкретные требования на митинге в своей речи озвучил Гагик Царукян после основательной артподготовки масс Левоном Тер-Петросяном.

Левон Тер-Петросян в своей речи поставил три задачи: довести до Москвы, что оппозиция считает неизбежным членство Армении в Евразийском экономическом союзе и готова работать в этом формате; довести до масс, что членство Армении в ЕАЭС вполне нормально и приемлемо и никак не грозит суверенитету страны; в-третьих, легитимные власти сорвут с ЕАЭС наиболее спелые плоды, нежели действующая. Сомневаться в том, что Тер-Петросян решил в своей добротной речи все три задачи не приходится.

После этого выступил с речью Царукян. Речь выпукло делилась на две части — обращение к народу (спонтанно) и обращение к Сержу Саргсяну и представителям его власти (по заранее заготовленному тексту). Апеллируя популистскими клише, которыми Царукян довольно неожиданно преуспел в последнее время, он с легкостью добился одобрительных выкриков из толпы. Вторая же часть его выступления была сдобрена однозначными посланиями потенциального кандидата в президенты (хотя напомним, что до выборов президента пока далеко). «У „Процветающей Армении“ нет внутренних врагов, стране не нужны внутренние враги. Независимо от политических изменений, государственный аппарат должен чувствовать себя защищенным и работать в стабильных условиях. Политические пристрастия не должны никак влиять на право на работу, социальное обеспечение и неприкосновенность имущества (!). Я готов стать гарантом этого», — заявил Царукян.

Неприкрытым текстом он апеллирует с гарантиями к тем, с кем борется — «Царукян гарантирует неприкосновенность должностей и имущества» в случае смены власти! Может и лукавит, в связи с чем наворовавшиеся высокие должностные чиновники и олигархат мало ему поверят. Но месседж направлен. В ряду иных может и сработать.

Далее Царукян обращается прямо к президенту: «Необходимо в краткие сроки вывести страну из этого кризиса. Необходимо сломать политическую монополию в стране. Путь — четкий. Необходимо в кратчайшие сроки начать процесс реформирования избирательного законодательства и исключить мажоритарную систему выборов. Это позволит избежать потрясений и „майданов“. В рациональном поле, при четких сроках дать решение этим вопросам. Это является грамотным выходом из сложившейся ситуации. Иначе мы на улицах и площадях стотысячными толпами останемся стоять».

То есть, путь один — или изменения избирательного законодательства и досрочные выборы в парламент лишь по пропорциональной системе или «майдан» (людская масса для этого уже есть).

По сути, уже стали четко вырисовываться контуры политической ситуации в Армении. Что, как, чего и кому удастся добиться — проанализируем в другой статье, но заявка представлена, она требует ответа.