Сегодня, 26 октября, на Украине проходят досрочные выборы в парламент. На них де-юре будут закреплены те изменения в политической жизни страны, которые с марта существуют де-факто. Из парламента будут удалены или сильно сокращены политические силы, ассоциирующиеся со старой властью. Одновременно по всем правилам жанра, при котором «революция пожирает своих сыновей», из парламента исчезнет большинство «революционных сил». Восточная Украина ответит на выборы электоральной вялостью, поэтому вся лютость политической борьбы реализуется во «внутривидовой борьбе» за электорат Западной и Центральной Украины. Основным же результатом этих выборов станет формирование в Раде центристского пропрезидентского ядра. Но давайте обо всем по порядку.

К концу президентства Ющенко политический расклад на Украине был схематически прост: восточная Украина за «Регионы» и Януковича, западная Украина за БЮТ и Тимошенко, а центральную Украину они «полосато-пупырчато» делили меж собой. Были и другие политические силы, но по своему потенциалу и поддержке избирателей они и близко не стояли к лидерам. Поэтому для упрощения схемы мы НУНС, КПУ и иные малые силы, путающиеся как ветошь под ногами титанов, не рассматриваем. Тогда, в преддверии очередных выборов, из-под «Регионов» профинансировали и административно поддержали проект партии «Свобода» Тягнибока, чтобы он «пасся» на Западной Украине на электоральном поле БЮТ и дробил его, давая возможность неослабленным «Регионам» иметь в парламенте крупнейшую фракцию, формирующую вокруг себя назначающее правительство «большинство».

С выборов в Раду 2012 года по февраль 2014-го схема стала схематически такой: Западная Украина преимущественно за «Свободу», центральная Украина преимущественно за БЮТ, а восточная — за «Регионы». При этом, если «Регионы» стояли крепко, то БЮТ после заключения под стражу Тимошенко начал сдавать, что позволило на «отвалившемся» электорате взрасти не только «Свободе», но и такому образованию, как «УДАР» Кличко.

Свержение лидера «Регионов» Януковича, а затем его позорное бегство и отказ от политической борьбы, деморализовало и оскорбило его сторонников. Начавшаяся пробандеровская вакханалия в Киеве и карательная операция по усмирению Донбасса окончательно оттолкнули жителей восточной и южной Украины от сдавшихся «Регионов» и КПУ, и от политической жизни страны, не учитывающей их интересы. Это проявилось на майских выборах президента, когда была зафиксирована самая низкая явка избирателей за 23 года независимости. Причем достоверность той явки, которая состоялась, — также сомнительна из-за непрозрачности процесса и отсутствия действующих политических противовесов.

После же жестокого и бессмысленного, с точки зрения простого гражданина с востока Украины, летнего погрома в Донбассе апатия к политике и отстраненность от властей предержащих киевских властей только усилилась. Поэтому на этих выборах на востоке и юге Украины будет очень плохая явка избирателей, что не только отразится на низкой поддержке «восточных» партий, но и даст возможность власти «нарисовать» часть результатов за счет неиспользованных бюллетеней. Основная политическая битва состоится между «радикалами» и «умеренными патриотами» за запад и центр Украины. Именно эти политические силы и поделят парламент. После февральского переворота рухнула старая система политических конструкций, и разбалансированная система породила целый калейдоскоп политических сил.

Какой прогноз можно сделать и какие тенденции выделить? На основании соцопросов, рейтингов, проведенной предвыборной кампании, а также логики и здравого смысла можно попытаться спрогнозировать следующее.

Наибольшее количество голосов получит «Блок Петра Порошенко». Ему прогнозируют 25-30% голосов (сами «пропорошенковцы» говорят о 45,7%). Популярность политсилы Порошенко можно объяснить следующим: он «вышел из Майдана». Он реализовал часть требований Майдана в форме законов о люстрации и борьбе с коррупцией. Он твердо борется против сепаратистов и за Украинское государство. А главное — он олицетворяет собой действующую власть, а люди сейчас просто боятся хаоса и готовы поддержать хоть черта, лишь бы не случилось анархии. Немаловажным фактором служит и административный ресурс, который позволит, где возможно, «нарисовать» себе поддержку избирателей. Еще, разумеется, совершенно случайно за два дня до выборов включили отопление и произвели досрочное начисление ряда социальных выплат. Сытый и обогретый электорат просто обязан поддержать благодетеля.

Следом за фаворитом следует «птица-тройка» в составе «Радикальной партии» Ляшко, «Батькивщины» Тимошенко и «Фронта перемен» Яценюка. У них у всех рейтинг колеблется от 8 до 10%, пропрезидентские силы отдают им, по своим прогнозам, 5,6%. Рассмотрим их подробней.

Тимошеко «сдулась». Раньше она была «пламенным патриотом» и «главным оппозиционером преступной власти». Сейчас таких патриотов — пруд пруди. Один патриотичней другого, и все, вот незадача, тоже за украинский народ. А «преступной власти Януковича» уже нет. Много политических очков на добивании ее унылых остатков не добудешь. Впрочем, у «газовой принцессы» есть устойчивая рать «электоральных хомячков», которые готовы любить и поддерживать ее просто так — по старой памяти. Так что даму с косой рано списывать в политический утиль.

«Фронт перемен» Яценюка имеет столь высокий рейтинг в основном за счет политтехнологов, СМИ, админресурса и поддержки Коломойского. В качестве харизматичного лидера, за которым идут люди, «боевой кролик» слабоват, но в качестве награды за то, что ушел от Тимошенко, ему разрешили возглавить отдельный от «Блока Порошенко» проект, играющий роль системной оппозиции.

Еще один проект системной, то есть лояльной правительству, оппозиции — это «Радикальная партия Олега Ляшко» (именно его хотят видеть в союзе с Порошенко сторонники президента, предрекая 2-е место с 13,7%). Это интересный проект.

Во-первых, в постмайдановском политическом процессе, идущем под лозунгом «кто кого перерадикалит в радикальности», Ляшко занял достойное место. Во-вторых, будучи молодым и бодрым политиком, Ляшко постоянно в делах. То он на фронте, то кого-то «люстрирует», то громит игровой салон или клеймит злым позором какого-нибудь «ворога» Украины. Этими своими действиями он выгодно отличается от многих своих коллег по политическому цеху, ограничивающихся только лозунгами. Людей лозунги уже пресытили — люди уважают действия.

В-третьих, Ляшко — относительно новое лицо в политике, не запятнавшее себя политическими провалами и финансовым обогащением. А то, что он креатура олигархов Левочкина и Фирташа, — это простой обыватель знать не обязан. И даже его сексуальные пристрастия и проколы с подставными «русскими наводчиками» избирателя не волнует — «пипл схавает», говорят пиар-менеджеры. В целом можно сказать, что, несмотря на то, что популярность радикализма пошла на спад в пользу умеренности, Ляшко, в силу своей энергичности и оригинальности, имеет еще ресурс политического роста.

Еще один крайне любопытный проект — это политическое объединение «Самопомощь» с мэром Львова Андреем Садовым во главе. Садовой — талантливый администратор, хорошо проявивший себя при управлении Львовом. Кроме того, он отличается политической адекватностью и имеет финансовые ресурсы за счет поддержки Коломойского. На фоне всякого рода радикалов и разрушителей Садовой олицетворяет собой собственно то, к чему стремились жители Западной Украины — европейские порядок и процветание. Сейчас рейтинг «Самопомощи» оценивается в 6-7% и имеет тенденцию к продолжению роста. На эти выборы они уже не успеют раскрыться, но на выборах в местные органы власти, которые, если ничего не поменяется, пройдут следующей осенью, «Самопомощь» грозит взять в свои руки власть на Западной Украине на местах.

Рейтинг партий, что потенциально могут преодолеть 5-процентный барьер, замыкают «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, «Оппозиционный блок» — наследник Партии регионов и «Сильная Украина» Тигипко.

Гриценко интересен только тем, что он ничем не интересен. Не харизматичный и не выразительный популист. Его рейтинг — это результат работы рекламщиков и политической неразберихи. Если его партия и пройдет в парламент, то перспектив у нее нет. Хотя пропрезидентские силы пишут о том, что «Гражданская позиция» займет третье место с 8,1% голосов (столько же они пророчат Юлиной «Батькивщине»).

Наследник «Регионов» — «Оппозиционный блок» располагает коллективной силой местных лидеров и наличием финансовой базы. В остальном ситуация печальна — слишком сильно проецируется разочарование населения Януковичем на его однопартийцев. В этом смысле гораздо респектабельнее выглядит Тигипко, который сам по себе сильный лидер. И вполне может случиться, что именно Тигипко достигнет на этих выборах относительного успеха, и к нему в большей степени «перетечет» наследие правящей некогда Партии регионов. Финансовая поддержка Коломойского — тоже плюс.

Да, господин Коломойский никогда «не кладет яйца в одну корзину» и традиционно поддерживает и тех, и других. А значит, никогда не проигрывает, что весьма мудро. Кроме всего прочего, у Коломойского есть целый ряд протеже, баллотирующихся по мажоритарным округам и не привязанных к политическим партиям.

А вот у националистической партии «Свобода» судьба незавидная. «Свобода» стремительно теряет свой электорат, уходящий к первой пятерке партий. Но по-настоящему опасной для нее является львовская «Самопомощь», которая потенциально просто заменит ее на Западной Украине. Нынешнее балансирование партии на уровне пятипроцентного барьера дает ей шанс на попадание в парламент, но на перспективу — это снова местечковая политсила.

Печальна судьба и Компартии с «Правым сектором». И если первые выпали из политики, лишились поддержки своих последователей и скоро станут политическим рудиментом, то вторые до политики «не допрыгнули» и остались маргинальной внепарламентской политсилой. Похоже, Украина устала от крайностей.

Впрочем, не важно, как будут голосовать избиратели, — важно, как будут подсчитывать власти. Поэтому все предварительные рейтинги недорого стоят. Кроме предварительных рейтингов пропорошенкоских сил, представители которых и будут считать голоса.

Интересным аспектом предстоящих выборов является их «демократичность» и признание таковыми за рубежом. Это тем более интересно, учитывая, что параллельно с ними будут проходить выборы в ЛНР и ДНР. Если Запад признает демократичными выборы на Украине, несмотря на все их беззаконие и травлю оппозиции, и не признает выборы в донских республиках (а так и будет), то это будет вопиющим примером двойных стандартов. Что не добавит авторитета Западному миру.

И опять же, не столько интересны сами выборы, сколько их последствия. Так, восток Украины может получить вопиюще малое количество защищающих его интересы представителей в Раде. Это приведет к отстранению востока Украины от государственного управления страной, а затем, как следствие, и безразличию к судьбе этой страны.

Еще один интересный вопрос: как ударные силы прошедшего Майдана, то есть радикальные националисты «Свободы» и «Правого сектора», отреагируют на ничтожно малое количество доставшихся им в парламенте мест? И не сочтут ли они это не справедливостью, а вызовом? Время покажет. И ждать осталось буквально сутки — выборы уже идут.

Константин Питон — независимый эксперт (Украина), специально для ИА REGNUM