Голоса избирателей по итогам досрочных парламентских выборов, состоявшихся 26 октября, еще считаются, а украинские политики уже от борьбы предвыборной перешли к борьбе за коалицию и дележу портфелей. «Единая» команда президента Порошенко и премьера Яценюка внезапно, едва ли не в течение буквально одного дня, оказалась чуть ли не кровными врагами.

Едва осознав провал на выборах (все предвыборные соцопросы давали партии Порошенко победу с огромным перевесом) и оправившись от потрясения, в администрации президента Украины решили сделать ход конем. Т.е. первыми предложили скомпоновать коалицию. Тем более что, судя по всему, проект этой коалиции готовили еще до выборов. Иначе сложно объяснить столь быструю подготовку 48-страничного документа.

Собственно, сам документ достаточно интересный. Фактически он предусматривает не столько соглашение о создании коалиции, сколько опутывает целой чередой обязательств коалицию и назначенное ею правительство. Например, в этом проекте коалиционного соглашения предусмотрена поэтапная реализация реформ из пресловутой президентской «Стратегии-2020». А сюда входит и приватизация «всего и вся» — начиная от всех государственных предприятий (кроме 500 абстрактных) и заканчивая портами. На все отводится три года, а порты и вовсе должны попасть в частные руки сразу после «нормализации» ситуации на востоке страны. Кроме того, в документе есть и вовсе прекрасные пункты. Так, депутаты коалиции обязаны голосовать в унисон с решениями руководства коалиции, т.е. «полностью и своевременно выполнять решения коалиции». Премьер-министр и члены Кабинета министров должны поставить свои подписи под соглашением о создании коалиции. А значит, взять на себя обязательства следовать именно тому плану, который указан в соглашении. С ежемесячными отчетами. В случае отклонения от плана или плохой отчетности, коалиция должна поставить вопрос о роспуске правительства.

Интересна управленческая структура коалиции. Коалицией управляют Сборы и Совет коалиции. Остановимся на совете. В его функции входит контроль действий правительства, согласование решений коалиции, кадровые предложения. Попадают в совет по 1 депутату от каждых 15 депутатов фракции. Следовательно, представителей «Блока Петра Порошенко» в нем будет больше всего, поскольку у БПП — самая большая фракция с учетом мажоритарщиков. Понятно, что таким образом Петр Порошенко получил бы ручной парламент, подконтрольный Кабмин и значительную концентрацию власти. Но есть одно «но»… Этот план удался бы, победи его партия на выборах по спискам. То бишь набери еще хотя бы процент, а лучше десять процентов. Однако не сложилось. Несмотря на заверения придворных политологов и социологов, Яценюк сумел обвести президента вокруг… ну, допустим, пальца.

Собственно, по нынешней редакции Конституции Украины коалиция должна формироваться вокруг партии, которая набрала больше всех голосов именно по спискам. И вот Арсений Яценюк разыгрывает свою игру. Коалиционное соглашение «БПП» отвергает. Предлагает свое. Скромное, всего 2,5 страницы текста. Там ни о какой «стратегии-2020» речи вообще не идет. Зато есть обязательство до конца года принять 36 правительственных законопроектов. И план по имплементации соглашения с ЕС. И приглашает в коалицию Яценюк «БПП», «Батькивщину», «Самопомощь» и даже Радикальную партию. Потом почти ультимативно, то ли чувствуя себя хозяином положения, то ли отчаянно блефуя, требует от потенциальных партнеров предложить кандидатуры министров. А там, дескать, открыто и в прямом эфире определим — кто лучше.

В общем, торги вошли в открытую фазу. Вместе с конфликтом по линии Порошенко — Яценюк. «Батькивщина» Тимошенко уже согласилась войти в любую коалицию, «Самопомощь» тоже согласилась на переговоры. Молчит пока лишь Ляшко. Но основные страсти сейчас царят в штабах БПП и НФ.

Кто же реально может составить коалицию? В этом парламенте Украины будет 423 депутата из положенных по закону 450. Коалиция — это 50%+1 депутат от конституционного состава Верховной рады. Но даже при наличии всего 301 депутата для коалиции надо 226. И ни мандатом меньше.

С учетом мажоритарщиков, согласно предварительным подсчетам, «Блок Петра Порошенко» проводит 137 депутатов. «Народный фронт» — 82. «Самопомощь» — 33, «Оппозиционный блок» — 29, Радикальная партия — 22, «Батькивщина» — 18, провалившаяся на этих выборах «Свобода» протащила по «мажоритарке» 6 человек, «Сильная Украина» — одного, аграрная партия «Заступ» — одного плюс три депутата от «Правого сектора». Остальные 94 новоизбранные депутата — самовыдвиженцы. Они-то и могут стать основным ресурсом при формировании коалиции.

При формировании коалиции будет болезненным вопрос состава нового Кабмина. Владимиру Гройсману — основному претенденту на кресло премьера от БПП — видимо, главой правительства уже не быть. Разве что если гипотетически Порошенко пойдет на альянс со всеми, кроме НФ, и сагитирует за себя массу самовыдвиженцев. Но это очень маловероятный сценарий. Во-первых, это гарантирует проблемы с правительством. А от существования «нормального» Кабмина зависит, получит ли Украина западные транши. Кредиторам нужно понимать, кто конкретно отвечает за деньги. Потому вопрос лишь в том, насколько каждой из сторон придется идти на уступки.

Для НФ идеальный вариант — выбить себе кресло премьера, министра внутренних дел, главы Минэнерго, Минюста и Минфина. Возможно, Минздрава. Плюс оставить Турчинова спикером. Порошенко нужно хотя бы одно из этих ключевых направлений «отжать» себе. Но получить вне правительства рейтингового и разговорчивого Яценюка Порошенко совсем не улыбается. Да и после провальной зимы рейтинг Яценюка может серьезно упасть, впрочем, как и рейтинг самого Порошенко.

«Младшие» партнеры по коалиции могут, не получив постов в правительстве, затребовать себе посты глав парламентских комитетов. Но все же будут попытки составить максимально широкую коалицию. Загадкой пока остается лишь позиция «Самопомощи» да Радикальной партии. «Батькивщина» уже хоть тушкой, хоть чучелом, но хочет попасть в коалицию. «Самопомощь», возможно, в коалицию войдет, но либо затребует себе пост, например, министра финансов (привет, обетованная децентрализация бюджета), либо вовсе откажется от портфелей. Чтобы не портить репутацию работой в провальном правительстве. А вот Радикальная партия пока молчит. Судя по всему, в штабе Ляшко и его олигархических патронов пока не оклемались от неудачи на выборах и не определились с будущей стратегией.

В завершение напомним, что Украина сейчас является парламентско-президентской республикой, так что именно премьер-министр, назначенный Верховной радой, имеет самую сильную власть и полномочия. Так что сражаться сторонам есть за что.