29 октября на парламентских слушаниях по проекту государственного бюджета 2015 года председатель Центральной избирательной комиссии Армении Тигран Мукучян заявил, что не располагает информацией о возможности проведения внеочередных парламентских или президентских выборов в Армении. «Очередные парламентские и президентские выборы запланированы на 2017 и 2018 гг. Я не располагаю информацией о том, что предусмотрены внеочередные выборы», — сказал Мукучян, отвечая на вопрос депутата парламента Заруи Постанджян (оппозиционная фракция «Наследие») о том, какие расходы предусмотрены на проведение в Армении в 2015 году внеочередных парламентских и президентских выборов.

По нашим сведениям, оппозиционная тройка, которой дважды за октябрь удалось вывести на площадь Свободы в центре Еревана несколько десятков тысяч человек, в жесткой форме предъявит требование по реформам избирательной системы и проведению внеочередных парламентских выборов уже в ближайшее время. Причем до конца года, по плану оппозиции, власти должны заявить о проведении внеочередных выборов до лета 2015 года. В планах оппозиции изменить Избирательный кодекс, так как мажоритарная система парламентских выборов в Армении считается основным механизмом фальсификаций. Впрочем, обо всем этом лидер оппозиции и партии «Процветающая Армения» (ПА) Гагик Царукян без указания конкретных сроков уже заявил на многотысячном митинге 24 октября. Напомним, руководитель ППА заявил, что необходимо в кратчайшие сроки начать процесс реформирования избирательного законодательства и исключить мажоритарную систему выборов: «Это позволит избежать потрясений и „майданов“. В рациональном поле, при четких сроках дать решение этим вопросам. Это является грамотным выходом из сложившейся ситуации. Иначе мы на улицах и площадях стотысячными толпами останемся стоять».

В какой форме будет предъявлено требование, пока не совсем понятно. Оппозиция до конца не раскрывает своих карт. Очевидно только, что переговоры между властями и оппозицией по данному вопросу должны проходить в публичной плоскости. В противном случае оппозиция рискует потерять значительную часть своего электората. Объявленная на митинге Царукяном организация штабов объединенной оппозиции по регионам страны тоже укладывается в логику внеочередных парламентских выборов. Электоральная история независимой Армении показывает, что, используя административный ресурс, выборы легче всего сфальсифицировать в регионах.

Между тем власти Армении показывают видимое спартанское спокойствие и в жесткие шаги основного на сегодняшний день лидера оппозиции Царукяна не верят. Во властных кулуарах митинговую активность оппозиции связывают с запланированными парламентскими и президентскими выборами 2017 и 2018 годов: мол, ничего особенного, ребята немного раньше времени начали предвыборную агитацию. Верят ли чиновники в эту легенду? Вряд ли. Еще одной отдушиной для властей является «умная мысль» о том, что вся эта борьба направлена на отказ от конституционных реформ. И если президент Армении Серж Саргсян от прежде объявленных реформ откажется, им всем никто не помешает досидеть на своих теплых местах положенные несколько лет до 2017 года. Только вот верят в это лишь самые простодушные. Как говорил когда-то давно один из вождей пролетариата, «маховик революции» уже запущен, и отказом от конституционных реформ его не остановить.

Оппозиция намерена поставить вопрос о внеочередных выборах уже в ноябре. На изменения избирательной системы и организацию новых выборов оппозиция даст властям несколько месяцев. Этого срока должно хватить объединенной оппозиции на то, чтобы договориться: каким списком пойти на выборы. Будет ли это единый список? Решение, конечно, будет за партией «Процветающая Армения», ибо те десятки тысяч человек, что выходят на митинги, в большинстве своем составляют именно её электорат. Но и «Армянский национальный конгресс» (АНК) со счетов сбрасывать не нужно. Если в оппозиционной «тройке» партия и сторонники Гагика Царукяна обеспечивают количество, то лидер АНК экс-президент Левон Тер-Петросян, скажем так, отвечает за качество.

Сегодня серьезных видимых разногласий между Гагиком Царукяном и Левоном Тер-Петросяном нет. Не факт, что они не появятся в будущем. Но тем и хорош поэтапный вариант борьбы за власть, что лидеры оппозиционного движения решают проблемы по мере их поступления, только вскользь касаясь тех вопросов, ответов на которые у них еще нет. Таких, конечно, достаточное количество. Один только вопрос о едином кандидате в президенты чего стоит… Будет ли Царукян кандидатом на временное президентство? И появится ли среди лидеров оппозиции тот, чье имя пока не принято вслух произносить? Но имя этого известно всем.