Турецкая газета Aksam выступила с сенсационной статьей, написанной известным адвокатом Мехметом Оджактаном, в которой сообщается о готовящейся встрече правящей партии «Справедливость и развитие» (ПСР) с представителями ЦРУ США. Сенсация тут в факте сотрудничества ПСР с американской разведкой, хотя ее представители — частые гости в Турции, и в этом нет ничего удивительного. Интрига в другом. Возникает вопрос: о чем лидеры ПСР намерены вести диалог с ЦРУ, тогда как близкие к правительству СМИ утверждают, что единственная сила, которая находится под «крышей» ЦРУ в Турции, это — движение «Хизмет», возглавляемое известным проповедником Гюленом?

Напомним, что в сентябре месяце премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу сообщал, что правоохранительные органы якобы собрали против Гюлена «необходимое количество документов, позволяющих требовать его экстрадиции из США». Ранее также сообщалось, что отдел прокуратуры, отвечающий за расследование преступлений, совершенных против Конституции Турции, получил «доказательства» того, что сторонники Гюлена в правительственных структурах организовывали прослушивание телефонных разговоров высокопоставленных чиновников, а также организовывали «утечку» информации в СМИ о конфиденциальных встречах руководства страны. Более того, сторонникам Гюлена приписывается и организация антикоррупционной операции 17 декабря прошлого года, когда правоохранительные органы страны выявили причастность к коррупционным действиям некоторых членов возглавляемого тогда Реджепом Тайипом Эрдоганом правительства, в результате чего последовали громкие отставки и массовые протестные выступления во многих городах Турции. Но тогда власти заявляли о существовании в стране так называемого параллельного государства и под этим предлогом стали проводить не только массовую «чистку» в полиции и в прокуратуре, но и судебную реформу, заметно ограничивающую демократические права граждан, что вызвало осуждение со стороны Вашингтона, а Брюссель свернул переговоры с Анкарой по ее интеграции с ЕС. После этого 30 апреля 2014 года под руководством тогдашнего президента страны Абдуллы Гюля состоялось заседание Совета национальной безопасности (СНБ) Турции, на котором было заявлено, что «Гюлен и его структуры представляют угрозу национальной безопасности страны».

Сейчас в Турции осуществляются массовые аресты сотрудников Управления безопасности по подозрению в незаконном прослушивании телефонов. Среди задержанных в основном сотрудники отдела полицейской разведки. И что же? Через некоторое время их выпускают на свободу «из-за недоказанности предъявляемых обвинений».

В феврале сам Гюлен, как сообщает газета Today's Zaman, не дождавшись от властей открытого судебного разбирательства, подал в суд на Эрдогана. Как заявлял в этой связи адвокат Гюлена Нурулла Албайрак, Гюлен назвал клеветой утверждения Эрдогана о том, что он создал в Турции «параллельное государство», что его последователи «контролируют полицию, прокуратуру и судебную систему страны», и что он «планировал захват государственной власти». Казалось бы, теперь ничто не мешает правительству публично на судебном процессе доказать причастность Гюлена и его сторонников к обозначенным обвинениям, что, кстати, могло бы стать правовой основой и для иска по экстрадиции Гюлена в Турцию из США. Но Анкара препятствует такому ходу дел, предпочитая вести только публичную политическую кампанию. В таком контексте публикация Оджактана, в которой допускается «утечка» о готовящейся встрече ПСР с представителями ЦРУ США, может свидетельствовать только о том, что в правящем классе страны происходит серьезная подковерная политическая борьба, участники которой используют Гюлена в качестве «прикрытия».

Но всё тайное рано или поздно становится явным. Было установлено, что записи телефонных разговоров с участием премьер-министра Эрдогана не были смонтированы, как утверждают власти. В ходе операции против сотрудников национальной безопасности были задержаны адвокаты МВД с диском, на котором находились записи всех разговоров. Работники национальной безопасности расшифровали эти записи. На одной выявлен голос, предположительно принадлежащий Эрдогану. К тому же доказано, что прослушка разговоров Эрдогана осуществлялась только в рамках расследования фактов коррупции и выявления связей подозреваемых с так называемыми ключевыми лицами государства. С точки зрения существовавшего тогда законодательства такое вполне допускалось. Тем не менее под стражу были взяты 33 сотрудника МВД, в числе которых был и участник этой операции, бывший глава отдела по борьбе с финансовыми преступлениями Якуб Сайгылы.

В ходе допроса задержанных сотрудников МВД выяснились, что на дисках, переданных адвокатам, были сотни записей телефонных разговоров премьер-министра Эрдогана. При этом они были зарегистрированы в департаменте телекоммуникационной связи. Адвокаты готовились предъявить эти доказательства в ходе планируемого суда по фактам коррупции в высших эшелонах власти. Записи телефонных разговоров с участием Эрдогана были запротоколированы и собраны в папки «Неприкосновенно 1 и 2». На каждой странице протоколов есть регистрационный номер департамента телекоммуникационной связи и подпись сотрудника, запротоколировавшего записи разговоров. Также в протоколе указаны порядковый номер записи, номер ключевого лица, время состоявшегося разговора, имя собеседника, язык разговора. Таким образом, становится ясно, что прослушивание разговоров Эрдогана велось по указанию прокуратуры, и мало кто тогда ожидал, что будет выявлен так называемый побочный эффект, когда окажутся «засвеченными» такие фигуры, как Джемал Кальёнджу, Ясин аль-Кады, М. Латиф Топбаш, Фатих Сарач, Шенол Казанджи и др. Тайип Эрдоган, Танер Йылдыз, Муаммер Гюлер, которые считаются в Турции «неприкосновенными лицами». При чем тут Гюлен и о чем будет вести диалог с ЦРУ партия «Справедливость и развитие»?

Ариф Асалыоглу — турецкий публицист, специально для ИА REGNUM