Уже не первый месяц не стихают разговоры о том, будет или не будет осуществлена поставка французских десантных кораблей-авианосцев «Мистраль» в Россию. В условиях украинского кризиса, на фоне сильного давления со стороны, как бы это ни отрицалось самими французами, Соединённых Штатов Америки Пятая республика «путается в своих показаниях», фактически в каждом интервью слышится несогласованность позиций и Олланда, и французского Министерства иностранных дел, и промышленного сектора, который понесет убытки в первую очередь. Потому и нет согласия в руководстве, что активно прослеживается в материалах, предоставленных самыми известными и авторитетными изданиями Франции. ИА REGNUM подготовило обзор французских СМИ по данной теме.

Ситуация приняла отчасти неожиданный поворот, когда российской стороной было объявлено, что первый корабль-авианосец типа «Мистраль» прибудет в Россию уже в середине этого месяца. Однако же, в противовес этому, во Франции было сделано опровержение, вероятнее всего, вызванное давлением со стороны государств — партнеров по НАТО, подчеркивающих принципиальное значение ситуации на юго-востоке Украины. Министр финансов Франции Мишель Сапен заявил, что «благоприятные условия для передачи первого военного корабля все еще не созданы».

И все-таки «бардак» во французском правлении очевиден, поскольку проблема передачи первого корабля была поднята самим Франсуа Олландом, исходя из заявления министра обороны Франции Жан-Ива Лё Дриана: «Спорный вопрос об отправке первого корабля в Россию будет решен нашим президентом к середине ноября». Абсурдность подобных заявлений прослеживается хотя бы в том, что 16 октября французский президент уже говорил о том, что примет решение «до конца месяца». Возможно ли вечно откладывать это заявление?!

Новостное агентство Les Echos приводит сведения о том, что группа DCNS уволила ответственного за осуществление проекта создания и передачи кораблей-авианосцев в Россию из-за поспешного приглашения России в середине ноября на это долгожданное событие. Согласно изданию, господин Ив Дестефани лишился своей должности из-за заявления, что «вне зависимости от развития украинского кризиса, оплаченные корабли будут поставлены в Россию». Это вызвало резкую критику со стороны партнеров по НАТО и, вероятнее всего, вынудило Францию отступить. В итоге представитель компании DCNS подчеркнул в интервью AFP: «Дата передачи первого корабля „Владивосток“ не может быть объявлена на данной стадии по объективным причинам. Наша компания все еще ждет разрешения французского правительства на вручение корабля, которого к нам еще не поступало».

Вице-президент «Национального фронта» Флориан Филиппо осудил безответственность руководства Пятой республики, которое неоднократно заявляло о возможном отказе в поставке «Мистралей» в Россию. Он подчеркнул, что отсутствие прагматизма и доверия продиктовано «исключительно приказами американцев». Le Figaro приводит следующие слова второго лица «Национального фронта»: «Нет смысла говорить сейчас об аннексии Крыма — этот вопрос больше не обсуждается, об этом никто не говорит. Дело в другом: либо Франция присутствует в России, либо нет. И я более чем уверен, что подобные „моральные“ вопросы, которые мешают нашему руководству придерживаться четкого курса, никогда не встанут на пути у Великобритании или у Соединённых Штатов. У Франции есть обязательства по отношению к России, и она обязаны их выполнить, поскольку это в первую очередь финансовый вопрос, ведь из-за отказа нам придется заплатить многомиллиардную неустойку, что, несомненно, запятнает авторитет государства на многие годы. Франции давно пора „встать на собственные ноги“ и не позволять США руководить ею».

В противовес ему Бруно Тертре, старший научный сотрудник Фонда стратегических исследований, в интервью Le Point подчеркивает изначальную ошибочность подобного контракта. Господин Тертре давний противник передачи России обоих кораблей-авианосцев, он с осуждением упоминает Саркози, при котором был подписан данный контракт, и который, по мнению Бруно Тертре, «из-за своего высокомерия сделал ставку на Дмитрия Медведева, надеясь изменить Россию». Сотрудник Фонда стратегических исследований утверждает, что Франции необходимо «платить штрафы и затягивать передачу кораблей в надежде найти новые рынки для спасения своей судостроительной промышленности». Он убежден, что передача Российской Федерации обоих судов станет фатальной ошибкой, которая повлечет за собой более серьезные последствия, чем «аннексия Крыма, что нанесла невероятный ущерб международному порядку». Бруно Тертре подчеркивает, что передача «Мистралей» изменит соотношение сил в мире: «Русские заявили, что эти корабли будут базироваться в Азии, и это не может являться хорошей новостью для Японии, которая дружественна нам. А, следовательно, мы не можем говорить со своими партнерами о безопасности, поставив эти корабли. Это просто невозможно».

И пока Пятая республика не может определиться поставлять в Россию хотя бы первый корабль или нет, канадское правительство высказывает свою готовность поспособствовать уменьшению финансовых потерь Францией, «перекупив» корабли себе. Французское издание Le Monde сообщает, что среди членов делегации, возглавляемой Олландом, в Канаду прибыл и Жиль Бонно, представитель компании DCNS и ныне отвечающий за «Мистрали». На фоне того, что консервативно настроенный канадский премьер-министр Стивен Харпер проводит жесткую антироссийскую политику и всячески приветствует сложности в «деле Мистралей», канадское правительство начало курс полной модернизации своих вооруженных сил, что способствует возросшему интересу Оттавы к данной сделке. Итак, судя по всему, вопрос о передаче «Мистралей», так или иначе, должен быть решен уже в этом месяце, поскольку Россия не собирается поступаться своими интересами, а Франции уже давно пора сделать выбор в пользу собственной выгоды или желания угодить «коллегам» по НАТО.