Одним из многих парадоксов белорусской политической жизни является то, что почитание памяти жертв сталинских репрессий в Белоруссии отдано на откуп откровенным русофобам. 2 ноября в Минске прошло ежегодное шествие белорусских националистов, посвященное Дню памяти предков «Дзяды». Люди, скандирующие «Жыве Беларусь» и «Слава Украине», прошли маршем до урочища Куропаты, где в 1937-1941 годах сотрудниками НКВД было расстреляно несколько десятков тысяч человек. Во время организованного в Куропатах митинга ораторы традиционно ругали Россию за её «имперские амбиции», обвиняли большевиков в сознательном истреблении белорусов и призывали собравшихся говорить исключительно по-белорусски (один из выступавших договорился до того, что «через русский язык в белорусские семьи пришло пьянство и другие социальные пороки»).

Почему я назвал данное мероприятие парадоксальным? Прежде всего потому, что проклинаемый «свядомыми» активистами И. В. Джугашвили-Сталин был на самом деле одним из отцов-основателей нации «сапраўдных беларусаў», а вовсе не её палачом. Занимая в начале 20-х годов пост наркома по делам национальностей, «отец народов» выступил в роли главного архитектора насильственной «белорусизации» (дерусификации) созданной большевиками белорусской советской республики. Вот фрагмент из его речи на 10-м съезде РКП(б): «Далее, я имею записку о том, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская нация, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке. Такие же речи раздавались лет пять тому назад об Украине, об украинской нации. А недавно ещё говорилось, что украинская республика и украинская нация — выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская нация существует и развитие её культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор ещё преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы… Лет пятьдесят тому назад все города Венгрии имели немецкий характер, теперь они мадьяризированы. То же самое будет с Белоруссией, в городах которой всё ещё преобладают небелорусы».

Необходимость в проведении «белорусизации» методами административного нажима обуславливалась тем, что жители Белоруссии в первые годы советской власти ещё считали себя частью большого русского народа, а русский язык воспринимали как родной. Большевики же были заинтересованы в расколе триединого русского народа, поскольку рассчитывали, что по примеру Белорусской ССР и Украинской ССР в Советский Союз войдут Польская ССР, Германская ССР, Великобританская ССР и т.д. Для того чтобы белорусы осознали себя отдельной нацией, советская власть всеми силами внушала им нерусское самосознание и заставляла говорить на белорусском литературном языке, который белорусские граждане едва понимали.

В довольно известной статье «Вражда из-за языка» (1926 г.), обращённой к Президиуму ВЦИК СССР, представители полоцкой интеллигенции писали: «Когда впервые здесь насильно, т. е. без всякого плебисцита, стали вводить в школы, в учреждения белорусский язык, то население отнеслось к этой реформе настолько отрицательно, что в деревнях стали раздаваться такие голоса: „Сначала к нам пришли немцы, потом поляки, а теперь идут на нас… белорусы… Т.е. население стало считать белорусизаторов своими врагами“. В этой же статье отмечалось: »Нигде вы не услышите среди простого населения тот язык, который якобы «воспроизводится» правящими сферами, который они стараются сделать языком всех белорусов, т.е. тот язык, который даётся в Минске по особой терминологии. В основу этого языка положено минско-полесское наречие, и в него введена масса польских слов (до 45-50%). Вот почему, когда вы говорите с белорусом, вы прекрасно его понимаете, и он вас понимает. А вот когда вы ему станете читать издаваемую в Минске на белорусском языке по новой терминологии газету «Савецкая Беларусь», то ваш собеседник только глаза пучит. «На каком это языке газета написана?» — недоумевает он".

Подобных обращений в 20-30-х годах было великое множество, однако большевики не обращали на них никакого внимания. Политика «белорусизации» проводилась вопреки воле большинства населения Белоруссии. В этой связи всегдашний лейтмотив «Дзядов» — «НКВД убивал белорусов только за то, что они белорусы», звучит крайне нелепо.

Не менее абсурдно (и даже кощунственно) прозвучали на митинге в Куропатах стихи классика белорусской литературы Янки Купалы, который был пламенным сталинистом, лауреатом Сталинской премии первой степени. Возможно, белорусские националисты не знают, что их поэтический кумир пел оды Джугашвили-Сталину, однако это общеизвестный факт. Приведу пару примеров вдохновенного купаловского творчества 30-х годов:

***

Сталін — друг наш, друг народаў,

Друг людзей, свабоды,

Колькі радасці прыносіць,

Шчасця ў нашы годы!

Звіні звонка, мая песня,

Ляці вышай, далей!

Беларускую дзяржаву

Збудаваў [построил] нам Сталін!

О Сталине мудром я песню слагаю

О Сталине мудром я песню слагаю,

А песня — от сердца, а песня такая,

Что всюду летит и звенит, не смолкая,

И нету конца ей, и нету ей края

О Сталине мудром я песню слагаю.

Живи и красуйся, любимый, вовеки,

Как вечно живут полноводные реки!

С тобой наша сила в могучем разбеге

Ломает преграды, сметает помехи

Живи и красуйся, любимый, вовеки.

Кроме того, Янка Купала активно участвовал в кампании по шельмованию «троцкистско-бухаринских извергов», прямо призывая любимого вождя расправиться с ними с особой жестокостью:

Мала іх павесіць

На сухой асіне,

Бо нават асіна

Ад сябе адкіне.

Дзерава адкіне,

Дзерава сухое,

Сябе не спаганіць

Поскуддзю такою.

Таким образом, ежегодное шествие белорусских националистов в Куропаты есть ни что иное, как трагикомический фарс. Моральное право использовать Куропаты для политической манифестации имеют лишь те силы, которые выступают за общерусское единство велико-, мало- и белорусов и при этом последовательно придерживаются антисоветских взглядов. Но таких общественно-политических сил в Белоруссии, к сожалению, пока нет.