Профицит нефтепродуктов в Казахстане после 2016 года пообещал заместитель председателя правления компании «КазМунайГаз» Данияр Тиесов, рассказывая на собрании фракции «Нур Отан» в мажилисе (нижней палате — ИА REGNUM) парламента о грядущей модернизации нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане.

«Западный Казахстан у нас по демографической ситуации не является густонаселенным регионом. Поэтому, как бы это парадоксально ни звучало, к завершению модернизации всех трех нефтеперерабатывающих заводов мы столкнемся с профицитом нефтепродуктов, нам надо куда-то его девать», — заявил топ-менеджер.

Тиесов подчеркнул, что рынок экспорта нефтепродуктов у Казахстана невелик. «Что касается нашего экспортного потенциала, то мы откровенно скажем, в России нас не ждут, в Китае нас не ждут. На западе мы граничим с Азербайджаном и Ираном, которые являются самодостаточными с точки зрения, как нефти, так и нефтепродуктов. У нас единственный регион, на который мы потенциально можем смотреть с точки зрения будущего экспорта нефтепродуктов — это страны Центральной Азии, у которых нет достаточного количества собственной нефтепереработки, и есть растущее население. И Афганистан», — подчеркнул Тиесов.

Заявление заместителя председателя правления компании «КазМунайГаз» было подвергнуто критике депутатов, которые ожидали услышать конкретные предложения по преодолению дефицита ГСМ в республике. В частности, депутат нижней палаты парламента Рауан Шаекин напомнил, что на сегодняшний день производство социального бензина АИ-92 в Казахстане составляет 1,9 миллиона тонн, потребность — 2,8. Производство дизтоплива — 4 миллиона, потребность — 4,6.

Вместе с тем, полемика вокруг модернизации казахстанских НПЗ — тема крайне болезненная для республики, в которой дефицит ГСМ возникает ежегодно. Справиться с кризисом, который носит сезонный характер, не сумело ни одно из правительств эпохи независимости республики.

Единственный выход, который предлагается казахстанскими властями — программа модернизации трех НПЗ в республике, рассчитанная до 2016 года. О ней, собственно, и вел речь заместитель председателя правления компании «КазМунайГаз» Данияр Тиесов в парламенте. Между тем, ряд экспертов в отрасли полагают, что единственным выходом из «бензинового тупика» является строительство еще одного НПЗ, но эти планы кабинет министров рассматривать отказывается. По этой теме каждый год, в ходе возникновения кризиса, связанного с дефицитом ГСМ, высказываются два самых авторитетных специалиста в республике — экономисты Олег Егоров и Сергей Смирнов. Как поясняет Смирнов, проблема строительства нового НПЗ в Казахстане поднималась неоднократно. Однако, по его словам, правительство под разными предлогами отказывается от этой идеи, предпочитая модернизацию существующих. Действительно, в республике была принята программа модернизации НПЗ, которую планируют завершить к 2016 году. Модернизация заводов обойдется более чем в $6 млрд, тогда как строительство нового завода, по оценкам экспертов, будет стоить намного дешевле.

По расчетам г-на Егорова, для строительства этого завода, мощность переработки которого равна 8 млн тонн нефти в год, стоит $4 млрд. Но на строительство завода, ориентированного на переработку кашаганской нефти, по словам ученого, потребуется больше средств. Такой завод окупится в течение 7 лет.

«Министерство нефти и газа республики даже рассматривать вопрос о его строительстве раньше 2020 года не планирует. Таким образом, для строительства нового НПЗ нет главного — желания правительства», — полагает г-н Смирнов.

Вместе с тем, цена бензина и дизтоплива — сильнейший раздражитель для населения. И вот почему. Согласно данным Bloomberg, цена литра бензина составляла во II квартале 2014 года 2,1% от среднего дневного дохода среднего россиянина. Для сравнения: в Германии этот показатель равен 1,71%. Казахстанец, по расчетам журнала «Эксперт-Казахстан», тратит на литр бензина при цене 128 тенге 3,7% своего дневного дохода. Это ближе всего к переживающей сейчас кризис Греции (3,76%) и очень далеко от США с 0,65%. Конечно, цифры республики лучше китайских (6,22%) или 4,6% Латвии, но вряд ли эти страны подходят для сравнения. Сравнивать граждане Казахстана и россияне себя должны с нефтяными державами, так как у нас есть собственное сырье. Так вот: в Норвегии показатель 0,95%, в Венесуэле — 0,03%, в ОАЭ — 0,38%. Только Малайзия из нефтяных стран с 2% приближается к России. Хотя, конечно, чиновники могут равняться и на Нигерию, где показатель — 11,83%.

По цене литра бензина Казахстан почти подобрался к Китаю, где литр АИ-95 составляет 0,85 доллара, и это при том, что КНР — крупнейшей импортер нефти в мире.