Арестованный 29 октября в США президент компании Tenam Corp. Вадим Микерин останется под стражей. Такое решение принял 6 ноября судья по округу Мэриленд. Американская прокуратура заявила о намерении предъявить Микерину новые обвинения. На сегодняшний день, по сообщениям СМИ, он обвиняется в получении взяток на 1,7 млрд. долларов за предоставление американским компаниям контрактов на перевозку из России в США обогащенного урана для нужд АЭС и нанесение ущерба головной компании — ОАО «Техснабэкспорт». В «Техснабэкспорте» об обвинениях узнали из американских СМИ, 1 ноября компания выслала официальный запрос американским правоохранительным органам на получение информации о деле и сути обвинений. Стоит отметить, что еще до ареста спецслужбы пытались заставить Микерина согласиться на сотрудничество с ними против представителей российских властей.

«Судя по тому, что за довольно короткий срок появляется достаточно много доказательств целенаправленной кампании против Микерина и работы по его задержанию, то есть основания говорить о политической подоплеке в этой ситуации, — считает доцент Финансового университета при правительстве РФ кандидат политических наук Евгения Войко. — Другой вопрос, насколько она является определяющей или же все-таки превалируют корпоративные интересы и интересы атомных компаний на территории США, которые идут вразрез с интересами ОАО „Техснабэкспорт“. Внимание американского правительства к этой компании приковано достаточно давно. Еще в 2004 году возникли вопросы, связанные с конфликтом этой компании с американской компанией Globe Nuclear Services & Supply, которая тоже ведет свою деятельность в области атомной энергетики. Уже в то время Министерство энергетики США ставило вопрос, нельзя ли деятельность „Техснабэкспорта“ (тогда еще без дочки) минимизировать на территории страны».

«Сейчас же, когда российская сторона свое атомное присутствие расширила, обострились вопросы корпоративных интересов и некоторого неприятия американским правительством увеличивающегося присутствия России в атомной индустрии. С 2011 года Россия достаточно активно позиционирует себя как лидер в атомной промышленности, что было связано с проектом по закрытия атомных электростанций в Германии и ситуацией в Японии, на фоне чего Москва стала расширять свои контракты (Индия, Турция, были заявлены проекты и на Украине). США тоже вошли в сферу интересов российской компании. Поэтому в сложившейся ситуации я здесь вижу все основания для политического подтекста, — подчеркнула эксперт. Пока речь идет о совокупности политических и экономических факторов. И сложно сказать, какой из них превалирует, так как российской стороне не доступна информация, известная американской. Точнее, вообще никакая не известна. Тут сказываются особенности экстерриториального правосудия США. В этом плане Соединенные Штаты, пожалуй, не найдут себе равных. Стоит вспомнить дело Виктора Бута, безотносительно его личных характеристик. Не в традициях американского правосудия объяснять что-либо той стране, граждане которой задерживаются. Удивление это уже не вызывает, а ситуация с Микериным вполне вписывается в характерное поведение американской стороны в последние годы».

«Разумеется, сказалась здесь и санкционная политика. Судя по тем обвинениям, что предъявляются Микерину, дело тянется еще с 1996 года — якобы еще с тех пор реализуются его сделки. Момент для возбуждения дела выбран сейчас достаточно удачный — есть что предъявить и американскому обществу, и контрэлитам со стороны американского правительства, — пояснила Войко. — Мы видим, что позиции президента Обамы и его демократического окружения стали довольно неустойчивыми после выборов в Конгресс. Региональную поддержку Обама очень серьезно потерял. Для того, чтобы президент мог продолжать оказывать влияние на принимаемые в Конгрессе решения, нужен был какой-либо яркий шаг при минимуме объяснений. Для этого дело Микерина подходит идеально. Другое дело, как себя дальше поведет американское правосудие и правительство с точки зрения коммуникации с российской стороной. На данный момент, насколько я поняла, такая коммуникация отсутствует».

«Это не первый случай шантажа российских граждан и попытки их склонить к показаниям против собственных властей. Сразу вспоминается хорошо известный всем шпионский скандал с российскими гражданами в США в начале 2000 годов. Тот факт, что их пытались перевербовать, сейчас уже общеизвестен. Поэтому в ситуации с Микериным вполне в духе американского экстерриториального правосудия, когда гражданина другого государства могут осудить и экстрадировать, несмотря на то, что он находится не на территории США. Не стоит сбрасывать со счетов и усугубляющий ситуацию режим санкций в отношении ряда компаний. Как стало известно 6 ноября, к компании Gunvor господина Тимченко, который, кстати, сам находится под санкциями, у американской стороны тоже возникло немало вопросов. И как водится, каких-либо объяснений и переговоров по этому сюжету с российской стороной пока нет», — напомнила она.