2014 год — настоящее испытание для глобального управления. Реформа МВФ по-прежнему блокируется Конгрессом США, что усугубляется победой республиканцев на парламентских выборах. «Большая восьмерка» уступает место «Большой двадцатке». Дело здесь не только в украинском кризисе, который обнажил фундаментальные противоречия российско-американских отношений. Глобальное управление перестает быть исключительно западным явлением, а ООН стремится укрепить свою легитимность при помощи G 20. На сцену выходит Банк развития БРИКС. Локомотивом всех этих изменений выступает война на Ближнем и Среднем Востоке, которая преврашает региональное влияние США в рудимент истории.

Грохот бесчисленной канонады доносится до Восточной Азии, провоцируя необратимые изменения на Корейском полуострове. Святой Престол не остается в стороне. Папа Римский Франциск, посетив Южную Корею в августе, высказался конкретно: «Есть только одна Корея». Британская ВВС сообщает, что на пути в Сеул самолет Папы пролетает через воздушное пространство Китая, а сам глава Ватикана отправляет руководству КНР телеграмму, в которой передает наилучшие пожелания лидеру страны и ее народу, а также молится о благословении для всех китайцев. Дипломатические отношения между Ватиканом и Китаем отсутствуют, но это не мешает делу. Пхеньян воспринимает сигнал: 28 сентября глава МИД КНДР Ли Су Ён выступает на общеполитической дискуссии в рамках 69-й сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН с предложением воссоединить две Кореи по формуле конфедерации. Если заявление обретет реальные очертания, то геополитические последствия для США окажутся катастрофическими: Б. Обама рискует повторить опыт М. Горбачева периода падения Берлинской стены. Объединенная Корея, уверенная в своих силах, поставит вопрос о выводе армии США с полуострова. Реакция же Японии будет однозначной. Токио, озабоченный ростом китайского влияния, может вступить в собственную игру без оглядки на Вашингтон. Речь пойдет о ревизии итогов Второй мировой войны и политического наследия СССР в Восточной Азии.

Китай и Америка борются за доминирование в Азии. Журнал Foreign Policy видит в этом процессе стремление каждой из стран обратить в свою пользу мировое регулирование. В конце октября Пекин запустил новый проект — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB), вложив в уставной капитал 50 млрд. долларов. Оставшиеся 50 млрд. долл. будут привлечены из частных китайских фондов. «РИА Новости» констатирует подписание учредительных документов следующими странами: Индия, Сингапур, Вьетнам, Филиппины, Монголия, Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Казахстан, Кувейт, Лаос, Малайзия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Катар, Шри-Ланка, Таиланд и Узбекистан. Цель китайцев ясна. Министр финансов КНР Лоу Цзивэй заявляет: «Благодаря совместным усилиям мы сможем превратить AIIB в профессиональную и эффективную платформу финансирования инфраструктуры». Борьба ведется с монопольным положением Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР) в сфере региональных инфраструктурных инвестиций. Это огромный рынок для вложений, потенциал которого АБР оценивает в 7 трлн. долл. С учетом того, что официальные валютные резервы КНР составляют 4 трлн. долл., тревоги США и Японии кажутся более чем оправданными. Вашингтон уже высказался против данной инициативы, запретив союзным странам вступать в обьединение. Портал «Вести» со ссылкой на Australian Financial Review отмечает, что Государственный секретарь США Дж. Керри лично попросил Премьер-министра Австралии Э. Эббота отказаться от сотрудничества с банком. Напомним, что бюджеты Всемирного банка и Азиатского банка развития составляют 220 и 175 млрд. долл. соответственно. Крупнейшие акционеры АБР — Япония (15,7%) и США (15,6%). Японцы председательствуют в АБР с самого основания банка в 1966 г.

Китай не останавливается на достигнутом, лоббируя такие проекты, как «Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство» и Зона свободной торговли в АТР. События набирают обороты: уже 8 ноября на совещании министров иностранных дел и торговли стран АТЭС в Пекине принимается дорожная карта создания Зоны свободной торговли. «Мы согласились начать и развивать этот процесс всеобъемлюще и систематически вплоть до окончательной реализации плана ЗСТ», — говорится в совместном коммюнике саммита АТЭС.

Китай действует совместно с Россией, продвигаясь в деле перевода взаимной торговли на расчеты в национальных валютах. В интервью ТАСС от 9 ноября Пресс-секретарь Президента России Д. Песков заявляет: «Значительное внимание было уделено теме взаимных расчетов (в юанях) в самых разных областях, включая такие чувствительные, как ВТС, что будет способствовать укреплению юаня как резервной региональной валюты». Глава КНР Си Цзиньпин поддерживает Президента РФ В. Путина: «Какие бы перемены не происходили в международной обстановке, Китай будет расширять и углублять сотрудничество с Россией». Москва и Пекин достигают понимания по стратегическим вопросам, подписав 9 ноября на саммите АТЭС 17 документов, в числе которых и документы по сотрудничеству в газовой сфере: Меморандум в сфере поставок газа из РФ в Китай по «западному маршруту», Рамочное соглашение между «Газпромом» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией» о поставках природного газа из России в Китай, Меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и «Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорацией». Глава «Газпрома» А. Миллер убежден, что «в среднесрочной перспективе поставки газа в Китай могут превысить объемы поставок в Европу». Готовится стратегический разворот в Азию.

В странах АТР происходят масштабные изменения. REUTERS отмечает: Австралия, Япония, Филиппины и Вьетнам еще находятся в сфере влияния Америки, однако некоторые государства все меньше оглядываются на Вашингтон. Так, после военного переворота в Таиланде (май 2014 г.) отношения с США подверглись пересмотру, а Малайзия, которая в следующем году председательствует в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), активно развивает торговые и инвестиционные отношения с Китаем.

Администрация Б. Обамы стремится переломить ситуацию в Азии при помощи Транс-Тихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership, ТТП), которое также предполагает создание Зоны свободной торговли в АТР. Запущенный еще в 2003 г. Новой Зеландией, Сингапуром и Чили, проект ТТП еще не зарекомендовал себя должным образом. Страны-участницы: США, Канада, Мексика, Япония, Вьетнам, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Бруней, Малайзия, Тайвань, Чили и Перу. Доля ТТП в мировом ВВП достигает 40 % и четверти оборота международной торговли. Потенциал значительный, но противоречия между национальными правительствами и корпорациями не позволяют согласовать позиции по ряду вопросов. Положение усложняется и внутриполитическими баталиями в США между республиканцами и демократами. Борьба за Овальный кабинет в 2016 г. будет определяющей для членов Конгресса. Б. Обаму ожидают проблемы, связанные и с соглашением о Трансатлантической зоне свободной торговли, подписание которого с Евросоюзом намечено на конец года.

Борьба за Азию только начинается. XXI столетие принадлежит АТР. В этом нет сомнений. Чья возьмет? Россия и Китай или США и Япония?