Когда несколько месяцев назад в Лиму из Парагвая приехал священник Русской православной церкви (Московский патриархат) отец Игорь, жизнь русской диаспоры в Перу заметно оживилась. Энергичный батюшка занялся регистрацией православного прихода, были проведены перевыборы приходского совета. Решился также вопрос об аренде помещения для регулярных богослужений. Отец Игорь.стал искать спонсоров в России, которые могли бы помочь в строительстве храма Русской православной церкви в Лиме. И нашел заинтересованных людей. Договорился он и с церковным хором из Санкт-Петербурга о поездке в Перу в 2015 году. Ведь это еще и хороший повод представить русскую культуру местному населению! Не так часты здесь гости из России, не считая туристов, а интерес к нашей стране, судя по итогам недавнего визита президента Перу в Москву и Санкт-Петербург, большой…

Однако, благие инициативы отца Игоря натолкнулись на мощное препятствие в виде перуанской бюрократии. Для того чтобы священник Русской православной церкви мог осуществлять свою деятельность в Перу, требуется т.н. религиозная виза. А виза выдается только после регистрации православного прихода, которую три месяца назад начал приехавший священник. И которая до сих пор никак не завершится. Бюрократические препоны можно преодолеть и в Перу, при наличии хорошего юриста и поддержки влиятельных структур, что позволит на вполне законных основаниях ускорить процесс регистрации. Однако помощи отец Игорь так и не дождался.

«Дорогие братья и сестры! 30 декабря заканчивается срок безвизового пребывания священника в Лиме. Я должен покинуть Перу, и неизвестно: смогу ли я вернуться обратно и насколько. Приход Святой блаженной Матроны не имеет юридической регистрации в Лиме, и поэтому я не могу получить религиозную визу. Также не оказалось людей, готовых помочь получить священнику рабочую визу. Похоже, что священник в Лиме мало кому нужен. Еще есть время помочь с визой, если у кого-то еще есть вера», — в отчаянии написал отец Игорь в Facebook. Страница священника в социальной сети полна комментариев православных, живущих в Перу. Они сочувствуют, молятся, искренне переживают, но реально ни на что повлиять не могут.

В этой ситуации помочь российскому гражданину отцу Игорю (в миру — Игорю Терентьеву) может только посольство России. Понимаем, что церковь в нашей стране отделена от государства. Что помощь священнику со стороны посольства России — дело доброй воли дипломатов, и сугубо на усмотрение главы диппредставительства. Очевидно и то, что в российских посольствах в Латинской Америке работают люди разных взглядов на религию. Есть страны, где основную часть немногочисленных посетителей церковных служб в православных церквях составляют дипломаты наших посольств и члены их семей. Есть пример в одной из стран этого региона, когда посол России, глубоко верующий православный человек, поет в местном церковном хоре. Но есть в посольствах и активные противники религии.

Сейчас речь не об этом. Оказать посильную юридическую и иную помощь в скором решении вопроса о регистрации прихода и получении священником религиозной визы посольство России в Лиме должно не в силу наличия или отсутствия религиозных убеждений у его сотрудников. А потому, что русские православные приходы в странах Латинской Америке — не просто религиозные общины… Это опорные точки «русского мира», островки русской культуры и духовности. Нередко, единственные в стране. А зачастую, и самые притягательные не только для соотечественников. но и местного населения. Мало кто с улицы зайдет в Российский центр науки и культуры, а на службу зайдут. Для многих эмигрантов — это мощный фактор психологической поддержки в чужой, непривычной для них среде.

Не понимать этого — значит, проявлять не только душевную черствость, но и элементарный непрофессионализм.