Учреждение Фонда Шелкового пути с уставным фондом $40 млрд говорит о неприкрытых планах Китая по строительству, прежде всего, транспортной инфраструктуры, по которой более свободно могли бы передвигаться китайские товары, сообщили корреспонденту ИА REGNUM на условиях анонимности некоторые узбекские эксперты.

Китайские власти не скрывают, что цель создания нового фонда заключается в «преодолении транспортно-коммуникационных проблем в Азии за счет формирования платформы финансирования».

Вместе с этим, открытие фонда, также как и другие инициативы Поднебесной, по мнению узбекских экспертов, должно серьезно насторожить Россию, так как Китай начинает постепенно захватывать доступ к энергетическому, политико-экономическому и гуманитарному потенциалу региона.

«В Узбекистане только две страны предлагают бесплатное университетское образование — это Россия и Китай. Причем Китай не только оплачивает обучение и проживание студентов, но также организовывает им двухразовое питание. Эта страна также с каждым годом наращивает количество бесплатных мест в своих вузах. Это говорит о том, что Китай намерен захватить влияние не только в экономической сфере, но также завладеть умами наиболее перспективной части населения — молодежи», — считает один из узбекских экспертов.

Несмотря на то, что китайские компании пока уступают России по размеру инвестиций в Узбекистан, КНР, тем не менее, наращивает свой капитал в республике.

Компании Китая осуществляют разведку нефтегазовых месторождений на перспективных блоках, участвуют в реализации важнейших инвестиционных проектов, в том числе в строительстве второй очереди Кунградского содового завода, Дехканабадского завода калийных удобрений (II этап) и других крупных объектов. Кроме того, при участии китайской стороны реализуется строительство таких крупных объектов, как Мубарекский газохимический комплекс, комплекс по производству ПВХ, каустической соды и метанола на ОАО «Навоиазот», а также нового энергоблока мощностью 150 МВт на Ангренской ТЭС. За счет китайского кредита китайская компания и китайские рабочие строят железную дорогу через перевал «Камчик», осуществляются и другие проекты.

«В настоящее время Китай использует все компоненты политики „мягкой силы“, тем самым противодействуя планам других игроков в регионе. Для этого у КНР есть больше, чем у других стран, средств и возможностей», — заключают эксперты.