Воислав Шешель вернулся на родину. Это случилось после того, когда 6 ноября Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге вынес решение об условном освобождении лидера Сербской радикальной партии по гуманитарным соображениям в связи с ухудшением здоровья. С господином Шешелем я знаком более 20 лет. Много раз мы беседовали с ним о самых важных балканских проблемах. Он никогда не отказывался от встреч и интервью. Последняя наша встреча состоялась в феврале 2003 года — накануне добровольной сдачи трибуналу в Гааге. Тогда я прилетел в Белград для подготовки серии репортажей о бомбежках НАТО Югославии. Меня всегда удивляла открытость и осведомленность Воислава Шешеля. Сегодня, спустя 11 лет после нашей последней встречи в Белграде, слова Шешеля по-прежнему звучат весьма актуально.

Почему Сербия была «костью в горле» для США и Европейского Союза?

Все бывшие социалистические страны и государства Варшавского договора после распада Советского Союза в один день стали искать новых покровителей за океаном и в НАТО. Пентагон быстро воспользовался «удачным моментом». В Восточной Европе в период «холодной войны» была создана одна из лучших военных инфраструктур — аэродромы, полигоны, морские базы, система коммуникаций и так далее. Американцы решили взять все это «в свои руки». Не затратив ни цента, США получили то, на что бывшие соцстраны затратили несколько сотен миллиардов долларов. Весьма выгодная сделка.

Понятно, что географическое расположение Европы крайне важно для поддержки действий США в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Кроме того, не нужно забывать главный фактор — торговый путь через Атлантический океан приносит американцам 4 триллиона долларов. В этом и лежит основная причина стремления американцев закрепиться а Европе раз и навсегда. Одна лишь СРЮ не хотела предавать свои верных друзей в России. На примере Сербии США решили показать остальным странам, кто на самом деле «хозяин» на старом континенте. Все давно знают, что в Боснии и Герцеговине мусульман поддерживали богатые страны Ближнего Востока. Американцы им в этом помогали. Им было очень важно, чтобы исламисты создали свое государство на обломках бывшей Югославии. Так оно и случилось. Пример тому Босния и Косово, которое оккупировали летом 1999 года.

Господин Шешель, в марте 1999 года, почти 4 года назад НАТО начала уничтожать Югославию. Это делали для того, чтобы сломить дух сербов, уничтожить инфраструктуру страны и в конечном итоге войти на территорию суверенного государства — Сербии?

Большая Югославия давно не устраивала ни США, ни ЕС, ни НАТО. Еще в начале 90-х ЦРУ и Пентагон организовали несколько войн на Балканах — в Хорватии, затем в Боснии и Герцеговине. Билл Клинтон осуществил главную идею генерала Эйзенхауэра, который сразу же после 1945 года мечтал взять под свой контроль Югославию. Маршал Тито не пошел на поводу у Вашингтона. Он создал мощную СФРЮ, «Движение неприсоединения». Нас уважали и любили. Но после смерти Тито за СФРЮ взялись с новой силой, американцы делали все, чтобы большая и многонациональная страна постепенно начала разваливаться на мелкие части. Из СФРЮ «сделали» несколько мелких государств, которыми очень просто управлять извне. Просто надо было подобрать нужных политиков, которые всегда смотрели в рот Вашингтону и выполняли все приказы из Белого дома. Слободан Милошевич в один момент отказался подчиняться Клинтону и за это было жестоко наказан. Ему тут же организовали «косовскую проблему», нашли Ибрагима Ругову и Хашима Тачи, которые на весь мир трубили о «преступлениях сербов». Все СМИ сутками убеждали западных обывателей в этом, а из косовских террористов делали героев. Общественное мнение готовили к тому, что НАТО должна наказать Сербию и Черногорию и защитить «униженных и оскорбленных». Все переговоры в Рамбуйе, челночная дипломатия Ричарда Холбрука были лишь ширмой и отвлекающими маневрами. Тогда генсеком НАТО был испанец Хавьер Солана. Он был плохим дипломатом и мы в Белграде поняли, что натовская армада готова у уничтожению Югославии. Так оно и случилось.

Как вы оцениваете российско-американские отношения? Имеют ли они политическую перспективу?

В Вашингтоне еще в конце 90-х годов уже поняли, что Россия не будет вечно «стоять на коленях», что она начнет «выздоравливать» от экономических кризисов. Мы всегда верили в интеллектуальный и военный потенциал наших русских братьев. У нас одна православная вера, общая история и память о совместной победе над главной чумой ХХ века — фашизмом. Такое невозможно забыть. Мы знали, что не за горами то время, когда Россия вновь станет мощной и влиятельной страной, которую всегда боялись в Белом доме. Но главное в том, что когда американцы взяли под свой контроль Сербию, мы понимали, что они пойдут дальше, будут устраивать «революции» в Молдавии, на Украине. Что сегодня и происходит.

Константин Качалин, эксперт по проблемам Балкан, Белград-Москва, специально для ИА REGNUM