В среду, 12 ноября, в 13.45 по местному времени военнослужащий азербайджанских вооруженных сил, сверхсрочник, командир отделения Мурадов Илькин Мамед оглу сбил военный вертолет MI-24 Армии Нагорного Карабаха. Как передает пресс-служба Минобороны АР, вертолет был сбит в Агдамском направлении фронта, в 1700 метрах северо-восточнее села Кенгерли. Согласно информации СМИ, в результате погибли три члена экипажа вертолёта.

Учитывая то, что периодические нарушения прекращения огня на линии соприкосновения двух армий в последнее время стали обычным делом, то данный факт не вызвал бы особого беспокойства, если бы не реакция официальных властей и аналитического сообщества.

Во-первых, вызывает удивление оценка действий своих подчиненных со стороны Минобороны АР. В официальной информации этого ведомства говорится о том, что «в течение трех последних дней армянская авиация осуществляла провокационные полеты вблизи линии фронта». Но «вблизи линии фронта» и «на линии фронта» две разные вещи, как об этом говорят в Одессе, не говоря уже о том, что нарушения линии фронта со стороны карабахцев не зафиксировано.

Далее МО АР однозначно утверждает, что якобы «армянская авиация, выполняя боевые маневры, предприняла попытки атаковать азербайджанские позиции». Но опять в сообщении ничего не говорится о том, в чем именно заключается «предпринятие попыток атаковать азербайджанские позиции», так как, судя по всему, у них нет доказательств этого. Несмотря на это, полностью голословно МО АР утверждает, якобы данный вертолет «взял боевой курс и пытался атаковать азербайджанские позиции», не говоря при этом ни слова о том, какие именно военные части или соединения азербайджанской армии могли подвергнуться атаке. Тем более, останки вертолета рухнули на территорию, расположенную в 500 метрах от линии фронта, что тоже немаловажно с точки зрения выявления виновника данного инцидента. Получается, что не было никакой атаки. Косвенно это подтверждает военный эксперт Узеир Джафаров, который недоумевает, «как этот вертолет оказался вблизи наших постов»? По его мнению, «это ошибка, скорее всего, пилота».

Наконец, как ранее уже сообщило ИА REGNUM, данный вертолет выполнял всего лишь учебно-тренировочный полет. Это говорит о том, что перед ним не была поставлена задача атаковать позиции противника. Во-вторых, известно, что несколько дней назад официально было объявлено о проведении широкомасштабных совместных маневров армий Нагорного Карабаха и Армении. Это говорит о том, что противоборствующая сторона — Азербайджанская Республика имела полную информацию об этих маневрах и в соответствии с международными нормами должна была реагировать на возможные нарушения воздушных и сухопутных границ своей страны, если, конечно, такие факты были бы зафиксированы. Для сравнения скажем, что ранее азербайджанская армия неоднократно проводила аналогичные маневры близ линии соприкосновении двух армий, но по сей день не было зафиксировано ни одного случая нарушения норм международного права со стороны карабахцев. В-третьих, если вертолет нарушил бы линию фронта, то азербайджанские военно-воздушные силы и средства противовоздушной защиты имели все возможности вынудить пилота посадить вертолет, чего не было сделано.

Наконец, самым главным в этом инциденте с точки зрения выявления виновника являются последующие действия азербайджанской стороны. Пресс-служба Министерства обороны Азербайджана сообщает, что сбивший вертолет Мурадов Илькин Мамед оглу приказом министра обороны Закира Гасанова награжден медалью «За отличие на военной службе» III степени и ценным подарком за бдительность и героизм во время несения службы. Такой шаг министра однозначно свидетельствует о спланированной провокации со стороны АР. Но, если учесть, к каким трагическим последствиям для Азербайджанской Республики может привести такой шаг министра, то приходится констатировать, что, видимо, он слишком поторопился.

Немалый интерес вызывает реакция аналитического и экспертного сообщества Азербайджана. «Постоянные диверсии и провокации Вооруженных сил Армении на линии соприкосновения войск вынуждают азербайджанскую сторону раз за разом прибегать к адекватным шагам, фактически принуждая оккупантов к соблюдению режима перемирия», утверждает правительственный портал 1news.az. Хотя, как уже нами было отмечено, факт нарушения линии фронта не был зафиксирован. Несмотря на очевидность этого факта, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков заявил вышеназванному порталу, что «сбитый вертолет — это однозначно результат провокационных действий со стороны Вооруженных сил Армении». Согласно его словам, «вне зависимости от того, обстреливала ли боевая машина армян азербайджанские позиции или нет, Азербайджан имеет полное право открыть огонь на поражение вертолета противника, находящегося в воздушном пространстве нашей страны (выделено нами. — Ф.А.). Повторим, что факт нарушения воздушного пространства АР не был зафиксирован.

»Случившееся вполне можно расценивать в качестве провокации армянской стороны", — заявил Minval.az политолог Ильгар Велизаде. Для него «важным является в целом факт присутствия на азербайджанской территории военнослужащих армянской армии. По его словам, то обстоятельство, что армянские вооруженные силы без всякого стеснения проводят военные учения в Физули, Агдаме, Джебраиле и прочих азербайджанских районах — все это является неприкрытой провокацией».

Касаясь вопроса влияния происшествия в целом на переговорный процесс, то, по мнению политолога, опасения по его срыву не являются достаточным основанием для того, чтобы терпеть на своей территории все увеличивающееся число военной техники, да еще и совершающей демонстративный полет в районе линии фронта. «То обстоятельство, что армянский боевой вертолет был сбит в непосредственной близости от линии фронта, свидетельствует о том, что армянская сторона намеренно провоцирует Азербайджан на ответные действия»,- резюмировал он.

Реакция международного сообщества на данный инцидент стала мгновенной. ОБСЕ обеспокоена событиями вокруг крушения вертолета МИ-24 в Нагорном Карабахе и считает, что подобные инциденты могут расширить масштабы кризиса, заявил генсек Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Ламберто Заньер на слушаниях в Европарламенте. В отличие от азербайджанских политологов, он признал, что руководимая им организация очень обеспокоена «событиями внутри и за пределами Нагорного Карабаха, подобные катастрофы могут привести к более широкому кризису в контексте ситуации, которая все более нестабильна», — сказал Заньер.

В свою очередь сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов (Россия), Джеймс Уорлик (США) и Пьер Эндрю (Франция) выразили обеспокоенность по поводу сбитого вертолета возле линии соприкосновения ВС Армении и Азербайджана. Об этом говорится в заявлении ОБСЕ, размещенном на сайте организации.

«Это беспрецедентная эскалация, и последствия для азербайджанской стороны будут очень болезненными», заявил пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян, комментируя информацию о сбитом Вооруженными силами Азербайджана армянском вертолете.

Косвенной реакцией на этот инцидент можно считать заявление президента Ирана Хасана Роухани, с которым он выступил в Баку: «Мы знаем, что у карабахской проблемы есть только политическое решение, она не может быть решена военным путем».

Но, судя по всему, это предупреждение не подействовало на Ильхама Алиева, который не устает повторять, что «у Азербайджана есть силы, чтобы нанести по врагу такой удар, от которого он никогда не сможет оправиться». Инцидент с вертолетом является еще одним доказательством того, что он собирается втянуть в очередную авантюру не только народ Нагорного Карабаха, но и население Азербайджанской Республики. Жаль, что подавляющее большинство аналитического сообщества страны волей-неволей становится соучастником этого грязного преступления.

Армянская сторона уже заявила, что не намерена оставить без ответа преступление азербайджанской стороны. На месте падения вертолета идёт ожесточенная перестрелка. Так что регион находится на пороге новых потрясений.