Законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» внесли в Государственную думу РФ депутаты во главе с председателем комитета по финрынку Натальей Бурыкиной («Единая Россия»). Об этом корреспонденту ИА REGNUM 14 ноября сообщили в аппарате Госдумы. Парламентарии намерены повысить роль саморегулирования в деятельности участников финансового рынка в условиях их количественного роста и усложнения качественных характеристик финансового рынка.

Законопроект определяет общие подходы к построению системы взаимодействия профессионального сообщества различных сегментов финансового рынка с единым регулятором финансового рынка, принципы участия профессиональных объединений в осуществлении регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке. СРО наделяются полномочиями по разработке стандартов, норм и правил, дополняющих или детализирующих нормы государственного регулирования.

Развитие системы саморегулирования и повышение ее роли в регуляторном и надзорном процессе предусмотрено Стратегией развития финансового рынка РФ на период до 2020 года.

Законопроект распространяет свое действие на СРО следующих сегментов финансового рынка: профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, регистраторы); управляющие компании и специализированные инвестиционные фонды, паевые инвестфонды; НПФ; акционерные инвестиционные фонды; субъекты страхового дела; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; ломбарды.

Законопроект содержит концептуальные элементы, меняющие существующий механизм саморегулирования на финансовом рынке.

Прежде всего, устанавливается обязательность участия в СРО при наличии саморегулирования в соответствующем сегменте рынка.

Законопроект допускает создание до двух СРО одного вида, устанавливая минимальный порог количества участников в 34% от общего количества участников рынка, осуществляющих соответствующий вид деятельности. Такое ограничение призвано реализовать принцип добросовестности поведения СРО, основанного на заслуженной репутации, что позволит избежать создания СРО — «однодневок» и процесса неуправляемого открытия и закрытия недобросовестных СРО. Такой подход обусловлен также целью снижения издержек, связанных с настройкой IT-систем, отчетностью и документооборотом, отмечают авторы законопроекта.

Статус СРО присваивается Банком России в отношении определенного вида деятельности — СРО брокеров, СРО дилеров, СРО депозитариев и т.д.

Законопроектом не устанавливается запрет на совмещение в одной СРО функций по различным видам деятельности участников финансового рынка в целях снижения издержек участников рынка и исходя из практики функционирования СРО в России.

Устанавливаются базовые стандарты. Так, СРО обязана осуществлять разработку базовых стандартов, перечень которых установлен Банком России для данного вида СРО. При наличии нескольких СРО в сегменте базовые стандарты должны быть согласованы между такими СРО, что позволит установить единые правила в важнейших областях регулирования, включая стандарты управления рисками, корпоративного управления, внутреннего контроля, защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО, а также стандарты совершения операций на финансовых рынках. Базовые стандарты обязательны для соблюдения всеми участниками соответствующего сегмента финансового рынка и подлежат согласованию и регистрации в Банке России.

Помимо базовых стандартов, обязательных к разработке, СРО также вправе утвердить внутренние стандарты (правила, кодексы), устанавливающие дополнительные требования к осуществлению соответствующего вида деятельности или отдельных ее аспектов. Внутренние стандарты регистрируются в Банке России и обязательны для выполнения членами конкретной СРО.

Кроме того, законопроект наделяет СРО полномочиями осуществлять предварительное рассмотрение документов, подаваемых участником финансового рынка для получения соответствующей лицензии (разрешения), на предмет соответствия лицензионным требованиям. «Мера также повышает степень ответственности СРО за стабильность функционирования соответствующего сегмента финансового рынка и допуск на него только добросовестных участников финансового рынка», — отмечают депутаты Госдумы.

Кроме того, законопроект предусматривает возможность передачи Банком России по инициативе СРО следующих полномочий: дистанционный/инспекционный надзор за соблюдением требований законодательства и нормативных актов Банка России (в объеме, определяемом Банком России для СРО по конкретному виду деятельности); сбор обязательной отчетности участников рынка для ее первичной обработки и последующего направления в Банк России; проведение аттестации руководителей и персонала участников рынка.

Прописаны и нормы, касающиеся членства в СРО. Так, участники рынка обязаны вступить в СРО в течение шести месяцев, следующих за днем получения некоммерческой организацией статуса СРО соответствующего вида. При этом право осуществления определенного вида профессиональной деятельности на финансовом рынке не ставится в зависимость от наличия СРО на соответствующем сегменте — в случае отсутствия СРО соответствующего вида все полномочия по регулированию и надзору остаются у Банка России.

Для профессиональных объединений, функционирующих не менее двух лет на момент вступления в силу законопроекта, предусмотрен льготный порядок получения статуса СРО. В отношении таких организаций не устанавливается требование о представлении в Банк России сметы, на основании которой осуществляется их функционирование, а требования в отношении 34% порога участия, квалификации руководителей и наличия разработанных базовых стандартов начинают действовать спустя полтора года.

Банк России будет осуществлять дистанционный и инспекционный надзор за СРО с возможным применением санкций в виде наложения штрафов и направления требования о замене руководства СРО, а также отзыва статуса СРО.