На очередной встрече Президента РФ Владимира Путина с Агентством стратегических инициатив руководитель направления «Новый бизнес», председатель Всероссийского объединения предпринимателей Клуб лидеров Артем Аветисян предложил применить методику «контрольной закупки» для проверки российских банков и институтов развития с государственным участием. По замыслу представителей Клуба лидеров, контрольная закупка должна выявить возможные недостатки взаимодействия бизнес-структур и кредитующих организаций. Подробности — в интервью Артема Аветисяна корреспонденту ИА REGNUM.

«Контрольная закупка» в области кредитования бизнеса — уже не первая сессия контрольных закупок Клуба лидеров. Как все начиналось?

Работа Клуба лидеров по улучшению инвестиционного климата в стране ведется уже более двух лет. За это время мы провели проверки методом «тайного покупателя» в области доступности энергетической инфраструктуры, таможенного администрирования, процедур регистрации юридических лиц и регистрации собственности. Положительные результаты на пути улучшения инвестиционного климата очевидны в целом — по данным рейтинга Всемирного банка, Россия поднялась вверх на 30 позиций. Однако деятельность предпринимательского сообщества требует в первую очередь простых и конкретных шагов, один из которых — совершенствование доступа бизнеса к кредитам. Поэтому мы предложили президенту применить наш метод в области проверки деятельности банков и институтов развития с государственным участием. И наша идея получила поддержку Владимира Путина.

И какова будет методика новой сессии «контрольных закупок»?

Подробности методики сейчас в разработке. В первом приближении — по сути, бизнесмен просто занимается своим обычным делом. Регистрирует предприятие, получает разрешительную документацию, подключается к электросетям. И пытается получить кредит на развитие своего проекта. Для чистоты эксперимента, несомненно, к кредитованию будут предложены очень качественные проекты. Дальше все в руках банков и институтов развития. О любых фактах, мешающих привлечению кредитов в проекты, будет доложено президенту. Мы планируем подготовку двух экспертных докладов в год. И доклады обещают быть интересными. Наша предыдущая деятельность в части «контрольных закупок» выявила очень любопытные кейсы. Например, в начале года мы обнаружили, что в нашей стране не функционирует он-лайн регистрация предприятий на профильном сайте. В результате нашей последующей масштабной работы как с чиновниками, так и с руководством Федеральной налоговой службы, проблема была решена. Сегодня процедура он-лайн регистрации стала проще и понятней. И она работает!

Или, например, в процессе «контрольной закупки» было обнаружено, что подразделение Росреестра в Санкт-Петербурге задерживало на две недели регистрацию прав собственности, а бумаги выдавало с такой датой, чтобы не было нарушения сроков. Хотя на федеральном уровне с руководством Росреестра мы ведем открытый диалог и нас слышат. Так что очень важно понимать — мы не просто выискиваем чужие ошибки и уличаем нарушителей. Для нас важно найти узкие места и дать конкретные предложения — как исправить ситуацию.

Необходимость совершенствования процессов кредитования для бизнеса, особенно для малого и среднего бизнеса, очевидна. Финансирование — основной драйвер развития предпринимательства. И бюрократические барьеры, неподъемные проценты, непомерные залоги совершенно обескровливают бизнес, и в сумме по стране такие факты сказываются очень плохо на инвестиционном климате и имидже России… Так что мы сейчас активно разворачиваем свою деятельность в этом направлении.

Кто конкретно примет участие в банковских «контрольных закупках»?

Как обычно, мы привлечем своих «тайных агентов», региональных бизнесменов. Их наблюдения в виде заполненных по результатам проверки анкет, будут поступать в созданный нами Штаб по проведению «контрольных закупок», а именно в его аналитический бэк-офис. Важно, что к работе Штаба, как и к участию в «контрольных закупках», Клуб лидеров привлек все основные деловые организации России — РСПП, ТПП, «Деловую Россию», «ОПОРУ России». То есть, информацию со всех регионов мы получаем объективную и объемную по определению. Объективными получаются и результаты исследований.

И что ждет тех, кто явно ставит «палки в колеса» российскому бизнесу?

Еще раз подчеркну — наша задача — выявление проблем, и разработка предложений по их разрешению. Я уверен — многие банки, как показывает практика нашей предыдущей работы по проверкам работы госорганов, скажут нам спасибо за то, что мы покажем — где именно и как именно можно улучшить и упростить тот или иной механизм в их работе с бизнесом. Возможно, результаты нашей работы в области «контрольных закупок» в банковской сфере приведут к созданию новой «дорожной карты» Агентства стратегических инициатив, реализация которой, в свою очередь, даст позитивные для взаимоотношений бизнеса и банков изменения в российском законодательстве. Возможно, президент России даст личные распоряжения по тому или иному предложению из нашего отчета. Все это станет понятно к середине следующего года — когда мы подведем итоги новой «контрольной закупки». Пока же мы приступили к разработке методологии, которая в данном случае намного сложнее, чем в предыдущих «контрольных закупках».