Одна из крупнейших и влиятельнейших газет Ирана, проконсервативная «Кейхан» (ее редактор Хосейн Шариатмадари является официальным представителем Верховного лидера ИРИ) 18 ноября опубликовала статью, в которой утверждает, что известная белуджская террористическая группировка «Джундаллах» («Джунуд Аллах» — «Армия Аллаха») присягнула на верность «Исламскому государству». Как отмечает газета, «это действие последовало после сообщений „Associated Press“ о том, что лидеры группировки встретились с членами ИГИЛ в Ираке». Необходимо добавить, что представитель «Джундаллах» Фахад Марват заявил о том, что в середине ноября нынешнего года делегация ИГ посетила лидеров группировки в пакистанском Белуджистане. Целью визита, по его словам, было изучение вопроса объединения различных пакистанских военизированных группировок.

Напомним, группировка «Джундаллах» была образована в 2003 году Абдолмалеком Риги, и считается одной из частей распавшегося Белуджского движения за автономию, действовавшего в 1980-х. База группировки расположена на пакистанской территории; ее численность оценивается по разным данным в 500-2000 бойцов. Группировка объявила своей целью борьбу за права суннитов в Иране и всячески отрицает какие-либо сепаратистские задачи. Иранское правительство, в свою очередь, обвиняет группировку как в поставках опиума из Афганистана и Пакистана, так и в связях с американской, британской и израильской разведками. Пакистанские власти, несмотря на призывы со стороны Ирана, не прикладывают особых усилий в устранении баз «Джундаллах» в Пакистане.

В феврале 2010 года иранским властям удалось арестовать А. Риги. Через несколько дней иранское телевидение продемонстрировало кадры, на которых он признавался в финансовой и военной помощи со стороны США. Летом того же года он был повешен. За год до этого был арестован родной брат А. Риги, который на следствии дал те же признательные показания о сотрудничестве с США и по приговору суда был повешен. Как справедливо отмечает газета «Кайхан», «неясно, насколько велика группировка сейчас, но она, очевидно, меньше, чем была до ареста и смерти Риги».

Как сообщил ряд СМИ, в конце октября руководство пакистанской провинции Белуджистан направило центральным властям страны секретный доклад об активизации «Исламского государства» на северо-западе Пакистана. В нем сообщается, что ИГ смогло завербовать 10-12 тысяч чел. на афгано-пакистанской границе организовало в стране ячейку, которая будет координировать действия боевиков на территории Пакистана и сопредельных частей Афганистана.

В Ираке Соединенные Штаты закручивают «суннитское торнадо», пытаясь столкнуть суннитские племена с «Исламским государством» (тем самым, освобождая Иракский Курдистан от борьбы с террористической группировкой). И остается только надеяться, что эта гуманитарная и геополитическая катастрофа не заденет Иран. Но даже при самом благоприятном развитии событий угроза для западных границ страны сохранится на длительное время.

Напомним, что между Ираном и Пакистаном уже несколько лет реализуется проект газопровода Иран-Пакистан. Несколько раз поднимался вопрос участия в проекте Индии, но под давлением США Индия вышла из этого проекта в 2009 году. Кстати, не был реализован и проект ирано-индийского газопровода по дну Аравийского моря «Чабахар-Гуджарат», против которого также выступили же США. Циркулировали слухи об участии в проекте «Газпрома», однако, этого не произошло. Завершение строительства планировалось к концу 2014 года. Однако в силу того, что Пакистан не выполнил обязательства по прокладке газопровода на своей территории (официально — по причине нехватки средств) строительство несколько раз приостанавливалось. В мае на встрече в Тегеране премьер-министр Пакистана Наваз Шариф и президент Ирана Хасан Роухани договорились о продолжении строительства газопровода для экспорта природного газа из Ирана в Пакистан. В октябре пакистанские СМИ сообщали о том, что якобы Иран в одностороннем порядке остановил осуществление этого проекта, но министерство нефти Ирана опровергло данную информацию.

С 15 июня вооруженные силы Пакистана ведут совместную военную наступательную операцию «Зарб-е Азб» против исламистских группировок на севере страны. И пусть высокопоставленные военачальники Пакистана заявляют, что «феномен военизированной организации „Исламское государство“ не будет допущено в Пакистан и Афганистан» (генерал Рахиль Шариф), очевидно, что позиции исламистов в стране настолько сильны, что власти не только не могут одержать верх над ними, но и не способны даже противодействовать действиям ИГ по организации единого салафитского фронта в Пакистане и Афганистане. Сам Афганистан, на территории которого, по словам высокопоставленных представителей НАТО, в начале 2015 года будет размещено около 12 тысяч иностранных военнослужащих, как ожидается, окажется неспособным противодействовать усилению позиций исламистов.

Таким образом, вероятно, что, даже после снятия санкций, Тегеран рискует столкнуться с ситуацией, когда и на востоке у него не окажется возможностей для открытия геополитического коридора.

«В любом случае, — пишет газета „Кайхан“, — у Ирана и Пакистана есть все возможности для того, чтобы разбить окруженных террористов вроде „Джундаллах“. У них также есть необходимые инструменты и ресурсы для того, чтобы превратить Белуджский регион в устойчивый центр для большей двусторонней торговли и реализации проектов по развитию. Все, что им необходимо, это не позволить американским, британским и сионистским шпионам объединиться с „Джундаллах“ и/или вмешиваться в их внутренние дела. Короче говоря, планы двух соседей на будущее должны быть сосредоточены именно на таком видении ситуации».

Но в условиях того, как довольно быстро в регионе размываются границы, усилий лишь Тегерана и Исламабада может быть недостаточно для того, чтобы предотвратить возникновение нового пожара на просторах «Большого Ирана», от Ирака и Сирии до Пакистана.