Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве, заключенный между Москвой и Сухумом, наметил важные векторы внешней политики России в Закавказье.

«Считаем возможным вместе с другими партнёрами подумать и при общем согласии реализовать такой проект, например, как транзитное железнодорожное сообщение в направлении Сухума, Тбилиси и далее, с одной стороны на Армению, с другой стороны на Россию. Полагаем, что реализация проектов подобного рода будет, безусловно, способствовать созданию условий для развития сотрудничества между всеми заинтересованными странами в регионе», — заявил по итогам переговоров Президент России Владимир Путин.

Напомним, что этот проект обсуждался еще весной 2013 г. в ходе визита в Ереван Премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили. Тогда Президент Армении Серж Саргсян заявил, что восстановление работы железной дороги станет прорывом блокады, в которой находится экономика страны. Как сообщило тогда ИА REGNUM, Иванишвили увязал решение проблемы с восстановлением отношений Грузии с Россией", понимая под этим «территориальную целостность Грузии».

Камнем преткновения в разблокировании региональных путей сообщения служила политика Президента Грузии Михаила Саакашвили, находившая поддержку в Азербайджане. Своеобразно вел себя и Сухум. Прежнее руководство Абхазии не хотело открывать железнодорожное сообщение с Грузией, что было на руку Азербайджану, который ратовал за сохранение экономической блокады Армении.

Смена власти в Абхазии привела к пересмотру вопроса по открытию железной дороги в Армению через Грузию. А когда Ереван вступил в Евразийский экономический союз, проблема налаживания полноценного коммуникационного сообщения с Россией встала во весь рост, стимулируя работу в данном направлении.

Абхазо-грузинский участок бывшей закавказской железной дороги — наиболее короткий и наименее затратный участок, который позволит армянским экспортным товарам следовать в Россию. В свою очередь, Россия получает устойчивую коммуникационную связь с Закавказьем, а также Ближним и Средним Востоком.

Многие факты имеют взаимосвязь. Еще в августе 2013 г. глава Эрзрумского регионального отделения Железных дорог Турции Юнус Ешлиюрт сообщал, что на востоке Турции проводится реконструкция 112-километрового участка железной дороги Карс-Гюмри до границы с Арменией. Тогда директор бакинского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу заметил, что «Армения, разрушив железную дорогу на Мегри, как зеницу ока бережет дорогу Карс- Гюмри». Мегринская железная дорога связывала Армению через Азербайджан с Россией, а дорога Карс- Гюмри может соединить Россию, Грузию и Армению через Турцию с Европой.

Приведем еще один сюжет. Накануне в турецких СМИ промелькнуло сообщение о приостановке строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Но затем министерство транспорта, судоходства и коммуникаций Турции заявило, что никаких задержек в реализации этого проекта не предвидится, и строительство планируется завершить в 2015 г. Отметим, что финансирование строительства БТК осуществляется Государственным нефтяным фондом Азербайджана на основании грузино- азербайджано-турецкого межгосударственного соглашения.

В Закавказье одновременно реализуются два не связанных между собой железнодорожных проекта: транзитное железнодорожное сообщение в направлении Россия — Абхазия — Грузия — Армения с потенциальным выходом на Азербайджан, и БТК в обход Армении. В их эпицентре находятся две страны — Грузия и Турция. Пока неизвестна реакция Тбилиси и Баку на заявление главы российского государства.

Проект выгоден Грузии, которая получает возможность для реализации своего транзитного потенциала. Наряду с этим, открытие Абхазской железной дороги может стать предпосылкой и для улучшения грузино-абхазских отношений, созданию потенциала, позволяющего двум государствам начать процесс сближения. Что же касается Анкары, то из-за карабахской проблемы она предпочитает действовать более «творчески» в отношениях с Ереваном и Баку. В свою очередь, Россия вступает на путь укрепления своих позиций в Закавказье. Не исключено, Азербайджан и Турция вступят в Евразийский экономический союз, повысив значимость железных дорог в Закавказье.