27 ноября Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) проведет заседание в Вене, способное повлиять на мировой рынок нефти уже в первом квартале будущего года. Глобальный порядок кардинально изменился за последние три года. Речь идет о новой системе союзов, которая открывает странам Востока широкий простор для действий. Суннитские монархии, поддерживающие Америку с 2011 г., когда регион охватили масштабные волнения, теперь с тревогой наблюдают за Вашингтоном, который намерен стать ведущим производителем нефти и газа на планете. Американцы стремятся вывести ОПЕК и Россию из игры, провоцируя контрмеры со стороны Саудовской Аравии. Парадоксально: в 1980-е гг. Эр-Рияд устроил демпинг Москве, а теперь играет против своего стратегического союзника — США. Пришло время признать, что союзы, действующие несколько лет назад, подверглись пересмотру. И Белый дом сыграл в этом главную роль.

Такое ощущение, что Америка объединила против себя весь остальной мир. Россия, Саудовская Аравия, Мексика и Венесуэла, встретившись 25 ноября в Вене, отметили, что текущие цены на нефть слишком низкие. Хотя «виновник торжества» не нуждается в представлении, министр нефти ОАЭ С. аль-Мазруи говорит предельно откровенно: «Избыток образовался из-за эволюции разработки нетрадиционных запасов (сланцы — С.Ц.). И я думаю, что все должны сыграть свою роль в балансировке рынка, а не только ОПЕК». Картель, в состав которого входят Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола, демонстрирует единение в тяжелый для себя момент. Когда на кону стоит вопрос выживания, даже противоречия между шиитами и суннитами могут подождать: на предстоящем заседании Иран намерен убедить Саудовскую Аравию снизить квоту по добыче нефти. Россия, действующая в статусе наблюдателя, демонстрирует уверенность в своих силах: «Цена нефти ниже $60 за баррель не приведет к снижению добычи нефти в России». Об этом заявил глава «Роснефти» И. Сечин в интервью Bloomberg, отметив, что РФ, Мексика, Саудовская Аравия и Венесуэла будут проводить ежеквартальные встречи и «мониторить цены на нефть». Начало внушает оптимизм.

Аналитики Saxo Bank подчеркивают, что перед организацией стоит задача снижения в первом квартале 2015 г. уровня добычи с 30 млн баррелей в сутки до 28,4 млн баррелей, что позволит стабилизировать цены. Deutsche Bank уже подсчитал, что нефть подорожает до $87 за баррель к февралю 2015 г., если ОПЕК примет решение о сокращении добычи. Ожидается, что рост объема добычи выше установленной квоты, укрепление курса доллара и понижение прогнозов по экономическому росту в мире вынудят ОПЕК уменьшить давление на рынок. Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Возможен и противоположный вариант развития событий. Так, американский инвестор Дж. Роджерс, близкий к структурам Дж. Сороса, предлагает ОПЕК интересную тактику: «Если бы я был ОПЕК и Россией, я бы увеличил квоты». По мнению финансиста, эта мера «приведет к снижению цен на нефть и банкротству некоторых американских разработчиков сланцевой нефти, многие из которых набрали огромные деньги в долг». Такой план может сработать, хотя потребует колоссальных финансовых и политических затрат: Венесуэла планирует бюджет 2015 г. при цене $110 за баррель, Бахрейн — $120, Иран — $75-80, Саудовская Аравия — $100, ОАЭ — $80, Катар и Кувейт — ниже $60.

Это тот редкий случай, когда даже отсутствие решения со стороны ОПЕК снизить квоты являет собой политический ход, способный разорить сланцевые месторождения Америки. Завтрашний день покажет реальную расстановку сил в картеле. Сорвет все маски.

Пока Вена готовится к сессии ОПЕК, американский Фергюсон и китайский Гонконг охватывают волны протестов. Никогда прежде внутренние столкновения в мировых экономических центрах не проходили так синхронно. Можно сослаться на новые технологии, социальные сети, мобильность молодежи и другие стихийные факторы, но это не проясняет картину. Происходящее — война, которая ведется в двух центрах экономического и политического притяжения планеты. Что касается Китая, то он уже определил виновников нестабильности в Гонконге: еще в середине октября заблокирован сайт британской ВВС, а в ночь на 26 ноября полиция задержала двух лидеров и более 120 активистов движения Occupy Central. Власти начали демонтаж палаточных лагерей. Китайцы знают, откуда дует ветер. Тем временем в Фергюсоне работает национальная гвардия, применяется боевая техника. Выступления переносятся на экономические столицы США — Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Для американской истории нет никакой сенсации: расовые столкновения — неизбежность страны переселенцев.

На наших глазах рождается новый мир, в котором временные нефтяные союзы становятся нормой. Портрет эпохи: гражданская война на Украине ослабляет Россию, протесты в Гонконге и столкновения в СУАР — Китай, а восстание в Фергюсоне — США. Слишком много болевых точек, чтобы быть случайностью.