По словам вице-президента ассоциации литовских грузовых перевозчиков Linava Юлюса Мисюнаса, у этой организации нет данных, что страны Европейского союза перевозят в Россию через Литву запрещённую в связи с санкциями продукцию, что и стало причиной ужесточения контроля литовских перевозчиков, сообщили корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 27 ноября, в Linava. «Мы считаем, что Россия, более года назад отказавшись использовать преимущества системы TIR, лишилась возможности обеспечивать прозрачность перевозок», — прокомментировал Мисюнас ужесточённый контроль над литовскими транспортными средствами на границе с РФ.

По его словам, российская таможня уже более года не пользуется привилегиями системы TIR, поэтому её сотрудникам приходится выполнять дополнительную работу: одним контролировать поток перевозок и проводить дополнительные проверки. Он подчеркнул, что после того, как страна ввела отдельную, не утвержденную в Европе, систему гарантий, могут быть условия для теневых перевозок. Мисюнас отметил, что в отличие от системы TIR, где в цепочке участвует и таможня, и гарантирующая ассоциация, в случае России, помимо таможни, нет больше учреждений, которые могут взять на себя ответственность за эти процессы.

В литовской ассоциации утверждают, что Международный союз дорожного транспорта в течение года фиксировал очень мало нарушений системы TIR, совершенных литовскими перевозчиками. Систему сопровождает много процедур, обеспечивающих легальность, — проводятся проверки груза и транспортного средства, после которых выдается свидетельство, доказывающее, что оно соответствует всем требованиям, предъявляемым к перевозке грузов. Во время транспортировки сотрудники таможни другой страны могут оперативно проверить данные в электронных базах. Ещё одно дополнительное звено надежности системы — книжки TIR. Они выдаются в Литве через представителя Международного союза дорожного транспорта — ассоциацию Linava, которая объединяет перевозчиков.