Государственная комиссия по контролю над ценами и энергетикой сегодня, 27 ноября, приняла решение предоставить АО Klaipėdos nafta лицензию на сжижение. Это значит, что компания вовремя выполнила проект терминала сжиженного природного газа и стала его оператором, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в компании.

«Таким образом, Литва вовремя выполнила требования регламента ЕС о мерах обеспечения безопасности, к 3 декабря диверсифицируя источники поставки газа. АО Klaipėdos nafta, которому государство доверило реализацию проекта стратегического значения, вовремя подготовила терминал СПГ к эксплуатации. Лицензия на сжижение — последний и главный документ, необходимый для начала эксплуатации объекта. Эта лицензия на сжижение предоставляется на неограниченный период», — отметили в компании.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в октябре в Литву из Южной Кореи прибыло судно-хранилище СПГ Independence. Компания Litgas с норвежской компанией Statoil подписала пятилетний контракт по поставке сжиженного газа в Литву. Всего ежегодно Statoil будет поставлять 540 млн кубометров газа — это только 20% потребностей Литвы. Между тем, максимальная мощность терминала — около 4 млрд кубометров газа, т.е. почти в восемь раз больше. Утверждается, что этого хватит, чтобы покрыть потребности всей Прибалтики.

Тем временем, Statoil не называет конечную цену, по которой будет продавать газ Литве. Считается, что сумма составит от 329 до 366 долларов США за тысячу кубометров против 370 долларов США от Газпрома. Однако литовские эксперты предупреждают, что цена за сжиженный газ в зимний период может оказаться выше, чем за российский. Кроме того, в этой сумме не учитывается, что цена аренды терминала у компании Hoegh LNG за десять лет составит 429 млн евро, и почти 90 млн евро Литва уже вложила в создание инфраструктуры в порту Клайпеды.

Критики проекта считают, что всё это непременно будет заложено в конечную стоимость газа, и она станет гораздо выше, чем у российского. Стоит отметить, что Литва пока так и не нашла поставщиков, которые загрузят основную мощность СПГ-терминала. Называются различные варианты — от Катара до США. В свою очередь, норвежский министр по делам ЕС и европейского экономического пространства Видар Хельгесен 27 октября не исключил, что сжиженный газ, который норвежский Statoil будет поставлять в Литву, может оказаться дороже, чем предложит российский Газпром.

«Мы придерживаемся принципа, согласно которому не вмешиваемся в ценообразование», — сказал Хельгесен во время пресс-конференции в связи с прибытием в Клайпеду судна-хранилища газового терминала, отвечая на вопрос о том, как себя будет вести Норвегия, если Газпром снизит свои цены и Литве станет не выгодно покупать газ у Statoil.