Несмотря на относительное затишье на «украинском фронте», связанное с подписанным между ДНР, ЛНР и Украиной перемирием, градус борьбы между РФ и НАТО и не думает снижаться.

В информационное поле постоянно попадают новости об агрессивных шагах США и их союзников по отношению к России, в ответ принимаются различные симметрические либо асимметрические меры, звучат различные «осаждающие» заявления.

Уровень агрессивности риторики и принимаемых решений постепенно приближается к таковым времён холодной войны, а в некоторых ситуациях оказывается и выше. К примеру, постоянные провокации в виде заходов американских военных кораблей (в том числе крейсеров) в акваторию Чёрного моря были недопустимой роскошью во времена существования СССР. Один из немногих таких эпизодов, случившийся в 1988 году, на закате Советского Союза, закончился крайне жёстким ответом. Два советских сторожевых корабля СКР — «Беззаветный» и «СКР-6» — оттеснили американский ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» подальше от территориальных вод СССР, применив, по сути, метод тарана — подплыли вплотную и налегли бортом к борту. После данного инцидента РК «Йорктаун» несколько месяцев находился на ремонте, получив серьёзные повреждения, а командир корабля был уволен.

Касательно последних новостей — фактически США официально заявили, что их ВС останутся в Эстонии, то есть у границ с РФ, на неограниченно долгий срок. Кроме этого, командующий сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес заявил, что с большой вероятностью скоро в одной из граничащих с РФ стран НАТО будет размещена американская бронетанковая бригада, а к 2016 будут развёрнуты силы быстрого реагирования НАТО — около 5 тыс. военных. Нельзя сказать, что это какие-то огромные силы, тем не менее процесс окружения РФ натовскими базами и войсками ускоряется. То же самое касается и развёртывания системы ЕвроПРО, в которую вовлекают всё больше государств ЕС. Ответом РФ на данные действия стал выход из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ещё в 2007 году, когда уже начиналось «окружение» России. Из недавних событий стоит отметить начало создания авиабазы ВВС РФ в Белоруссии, где в 2016-м разместятся истребители Су-27. Важную роль имеет развитие совместной системы ПВО стран ОДКБ. Ещё одним серьёзным усилением для ВС РФ в Европе стало установление полного контроля над аэродромами Крыма, на которых в скором времени разместятся дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 (а позже Ту-22М3М), что поставит под удар всю территорию Европы.

На международной военной арене РФ также совершает попытки активного противодействия — 27.11.2014 с Вьетнамом подписано соглашение об упрощённом порядке использования порта Камрань кораблями ВМФ РФ. Теперь они смогут заходить в порт, не получая разрешения, только лишь уведомив портовые власти. Фактически Тихоокеанский флот РФ получает новую «перевалочную» базу, где можно дозаправиться, провести несложный ремонт, обеспечить отдых экипажам. С определённой периодичностью в СМИ попадает информация о возможном создании военных баз РФ в некоторых странах Южной Америки — пока такая информация опровергается, но обычно дыма без огня не бывает. Что касается стратегических вооружений — то тут также начинает разгораться новая «гонка вооружений». Стороны делают ставки на развитие различных направлений — для РФ это создание новых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а для США — развитие противоракетной обороны. Может показаться, что агрессором здесь выступает РФ, так МБР — наступательное вооружение, а ПРО — оборонительное, но на самом деле всё немного по-другому. ПРО хоть и является защитной мерой, но главный смысл развития этой системы — развязать руки ракетным войскам, дав возможность применения МБР по противнику, и избежать при этом ответного удара. Поэтому и был подписан договор об ограничении ПРО — для того, чтобы избежать нарушения баланса сил ядерного сдерживания. Как не трудно догадаться, вышли из договора в одностороннем порядке США, а не РФ.

Из последних новостей относительно стратегических ядерных сил стоит отметить информацию о том, что к 2019-2020 годам в строй РВСН войдут боевые железнодорожные ракетные комплексы. Стоит отметить, что подобные системы уже были созданы в СССР — это комплекс РТ-23 УТТХ «Молодец», оснащенный твердотопливными ракетами 15Ж61 разработки КБ «Южное» (находится на территории Украины). Однако последний из «ядерных» поездов был утилизирован в 2005 году. Сама концепция поезда, незаметно для противника передвигающегося по всей стране, оказалась достаточно удачна. При этом стоит отметить, что ракеты комплекса «Молодец» были слишком тяжёлыми, из-за чего жесточайшему износу подвергалось железнодорожное полотно. В новом БЖРК, вероятнее всего, будет использована ракета, похожая на Тополь-М или Ярс (их масса равна примерно 45 тоннам, в отличие от 105-тонной ракеты 15Ж61). Это позволит сделать вагон-ракетоносец максимально незаметным и снизить износ путей.

Развитие ситуации по сценарию «холодной войны» и «гонки вооружений», конечно, вызывает мало положительных эмоций — экономическая ситуация в мире, и в том числе в РФ, далеко не идеальна. А всё то, о чём выше шла речь, стоит огромных средств и сил на разработку и производство. Однако, когда речь идёт о безопасности и существовании, — выбора не остаётся. США и НАТО на данный момент делают всё, чтобы затянуть РФ в новую «гонку вооружений», при этом отказаться от неё возможности у нас нет.

Но есть и в «гонке» один большой плюс — развитие науки и техники. Ведь львиная доля открытий и технологий, сделанных человечеством, так или иначе были связаны с поиском наиболее эффективных способов уничтожения себе подобных. Без ядерной бомбы мы вряд ли получили бы такое развитие АЭС, без сонаров (эхолокаторов) у врачей могло бы не оказаться УЗ-аппаратов, космическая отрасль целиком является ветвью военного ракетостроения — перечислять можно бесконечно.

Леонид Нерсисян — военный обозреватель ИА REGNUM