Снижение цен на нефть носит временный характер, уверены эксперты. Они связывают его с войной на понижение между ОПЕК и американскими производителями сланцевых углеводородов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Цены начнут расти, как только повысится спрос, а это произойдет довольно скоро. «Решение ОПЕК не сокращать уровень добычи нефти не стало неожиданным для участников рынка, но, тем не менее, вызвало резкое падение цен, — заявил аналитик по сырьевым рынкам банка Julius Baer Норберт Рюкер. — Цены рухнули примерно на 6,5% и цена барреля нефти WTI упала ниже 70 долларов США. Равновесие на рынке в любом случае будет восстановлено, но эти ценовые потрясения тяжелым бременем лягут на всех участников рынка. Рост добычи сланцевого сырья в США будет замедлен, что несомненно повысит вероятность банкротств среди компаний в этой сфере. Нефтедобывающие страны пострадают от снижения доходов от продажи нефти, что — причем, не только в случае с Венесуэлой — может привести к серьезным потрясениям на финансовых рынках».

Что касается перспектив, то, по мнению аналитика, «в краткосрочной перспективе (он считает, что нынешние настроения с лихвой заложены в цены) цены стабилизируются, так как спрос демонстрирует признаки роста».

С повышением спроса на углеводороды связывает в перспективе стабилизацию и повышение цен на нефть аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Алексей Михеев. «Встреча ОПЕК в Вене ожидаемо закончилась тем, что решение о сокращении объемов добычи нефти принято не было, — подчеркнул он. — Вернее, не был изменен верхний порог общего объема добычи нефти стран ОПЕК, он был оставлен на уровне 30 млн баррелей в день, этот потолок остается неизменным с 2012 года. По факту, впрочем, согласно данным Bloomberg, страны ОПЕК превышают этот лимит уже пятый месяц подряд и в октябре добывали 30,97 млн баррелей нефти день».

Но причина падения цен, по мнению Алексея Михеева, даже не в этом, а в том, основной вклад в прирост добычи нефти внесли США. «Министр энергетики ОАЭ Аль-Мазруи заявил сегодня, что „на рынке избыточное предложение, но это избыточное предложение не от ОПЕК“, — уточнил Михеев. — Очевидно, что несмотря на желание некоторых игроков из ОПЕК (например, Венесуэлы) сделать что-то немедленно для подъема цен на нефть, ключевые игроки ОПЕК решили поиграть вдолгую, в игру на выживание с производителями из США, в ходе которой надеются дождаться краха сланцевого пузыря».

Однако во всем этом, по мнению аналитика ВТБ24, интересно другое: «Сейчас можно говорить о том, что рынок нефти имел очевидный избыток предложения, и это привело к падению цен на нефть. Но ведь производство нефти в тех же США растет на 1 млн баррелей в год уже несколько лет. И почему падение цен на нефть началось именно в июле этого года, а не, скажем, на год раньше? Почему вообще цена на нефть марки Brent в июне этого года поднимались аж до 115 долларов за баррель? Что, рынку не были очевидны динамика предложения цен на нефть, и тем более, предстоящее завершение сворачивания QE3 в США? Очевидно, это риторический вопрос. По большому счету, цена на нефть может быть любой — при условии, что покупатель соглашается на эту цену, а производитель в состоянии окупать расходы. Нефть может стоить и 150 долларов за баррель и 70 долларов за баррель — это просто вопрос перераспределения ренты. В одном случае ренту кладут себе в карман производители нефти, а в другом — производители продукции, потребляющие нефть (например, предприятия химической промышленности) или просто американские потребители бензина наслаждаются более низкой ценой для заправки своих автомобилей».

Однако очевидно, что производители нефти не могут добывать ее себе в убыток сколько-нибудь долго. По мнению аналитика ВТБ24 первыми выйдут из игры как раз игроки с наименьшей маржой, коими и являются производители сланцевой нефти США. Вице-президент «Лукойла» Леонид Федун вообще заявил, что его компания продолжит добывать нефть даже и при 25 долларов за баррель. По его словам, некоторые американские производители пока еще могут работать за счет того, что ранее захеджировали цену своей нефти по цене 90 долларов за баррель, но уже через 7-8 месяцев многие проекты будут свернуты. Федун привел также еще один довод в пользу того, что цены на нефть до 2025 года будут оставаться в среднем выше 100 долларов за баррель — это рост уровня жизни в Китае. Если сегодня в Китае «на тысячу семей приходится чуть более 40 автомобилей», то «минимальная сумма, на которую можно рассчитывать до 2025 года, — это 200 автомобилей, это в 3 раза ниже, чем в США, и даже такого количества достаточно, чтобы Китай утроил потребление моторных топлив», — полагает Федун.

«Ну, а локально для рубля, — продолжил Михеев, — в решении ОПЕК, конечно, нет ничего хорошего. Новый минимум по нефти марки Brent на уровне 71,25 долларов за баррель (это при открытии дня на 77,40) привел к тому, что пара доллар-рубль от открытия вчерашнего дня на 47,25 показала новый исторический максимум на 48,88. И это еще небольшое падение рубля, ведь по факту в моменте нефть падает на 6%, а рубль только на 3%. А ведь ранее мы наблюдали куда более нервозную реакцию на каждый доллар падения цен на нефть. Что же касается американской нефти марки WTI, то здесь цена падала вообще до 67,75 долларов за баррель. Думается, Федрезерву США стоит пересмотреть свои планы по ужесточению монетарной политики в ближайшее время, если только он не хочет вбить решающий гвоздь в раздувшийся сланцевый пузырь».