«Кремлевским попугаям в Литве — слишком холодно», — с таким заголовком сегодня, 28 ноября, вышла литовская газета Lietuvos rytas в публикации которой утверждается, что посольство РФ в Вильнюсе пытается скупать площади в литовских СМИ, чтобы обозначить позицию России по ключевым вопросам международной политики. ИА REGNUM с незначительными сокращениями перевело материал:

"Москва ищет новые дороги в мозг жителей Литвы, а традиционный арсенал пропаганды пополняется новым оружием. В этом на этой неделе убедилась редакция издания Lietuvos rytas, получившая неожиданное предложение из здания на ул. Латвю в Вильнюсе (на улице Латвю в Вильнюсе расположено посольство РФ в Литве — прим. ИА REGNUM). Слова Дали Грибаускайте, прозвучавшие ровно неделю назад в Кармелаве, вернулись в Литву странным эхом. Весть, объявленная президентом Литвы, что Россия является террористическим государством, включила определенные механизмы в Москве.

А посольство России, расположенное в Вильнюсе на ул. Латвю, похоже, получило специальные инструкции и начало быстро их выполнять. Как можно предположить из неожиданно увеличившегося потока сообщений, одним из таких указаний было как можно шире распространять официальную позицию Кремля, не ограничиваясь традиционными каналами — российскими СМИ в странах Прибалтики или комментариями в интернете.

Lietuvos rytas, еще в 2005 году попавший в немилость дипломатического представительства России после скандала с тогдашним послом Борисом Цеповым, в этот понедельник дождался неожиданного звонка. Голос в трубке с едва заметным акцентом на литовском языке предложил исключительное интервью — якобы посол России готов ответить на все вопросы. В этот день Литва все еще обсуждала звучное заявление Грибаускайте, а в Думе даже звучали призывы разорвать дипломатические отношения в Литвой. Поэтому возможность впервые за 10 лет поговорить с представителем только что названного террористического государства звучала интересно.

Правда, редакция серьезно засомневалась, позволено ли работникам с ул. Латвю публично выражать свои мысли, — ведь предназначение этого учреждения совсем иное. Сомнения вскоре подтвердились. Посол сообщил, что ответы должны быть предоставлены письменно, а по поводу времени разговора сообщат позже: требования протокола, нужно подготовиться. Хорошо — пожалуйста. Lietuvos rytas подготовил список вопросов, ответы на которые хотел услышать от представителя России, если уж он решился побеседовать с основным литовским изданием.

(Далее издание приводит список вопросов, формулировки которых, по своей сути, являются оскорбительными — прим. ИА REGNUM).

В обновленном плане действий, который посольство получило от руководства в Москве, видимо, не были предусмотрены дискуссии на эти темы. Поэтому, посоветовавшись полдня, дипломаты (или работники других московских ведомств) снова обратились в редакцию. На этот раз — по поводу встречи, (чтобы обсудить все детали интервью). Вечером в кафе Lietuvos rytas зашли двое. Надписи на визитных карточках под двуглавым орлом гласили, что это работники Отдела прессы и культуры. Один прекрасно выучил литовский язык, другой признался, что наш язык для него слишком сложный. Весть гостей была простой. «Ваши вопросы не подходят послу, но у нас есть выход», — сказал один из посетителей, доставая черную папку. Несложно было догадаться о ее содержании.

Это было «правильное интервью» посла с «правильными вопросами» и такими же ответами. Наверное, написанное в городе в 900 км на восток от Вильнюса и по специальным каналам распространенное посольствам в столицах «Восточного блока». Осознав через несколько минут, что план В не выгорит, посетители плавно перешли к плану С. Вручив интервью на русском языке, поинтересовались, сколько стоит купить страницу, а, возможно, две или три, в ежедневном издании Lietuvos rytas, не забывая упомянуть о тяжелых для всех СМИ временах. Это вылизанное и залакированное интервью на десять страниц с послом Александром Удальцовым, возможно, вскоре где-нибудь появится.

В подготовленном посольством сочинении вопросы формулируются так, чтобы было удобно изложить официальную позицию Кремля по поводу аннексии Крыма, войны в Восточной Украине, реакции на санкции ЕС и т.д. Нечто подобное много раз уже говорил Владимир Путин и его подручные. По сути, ничего нового. Правда, в глаза бросается интересная деталь. Один ответ почти идентичен с прозвучавшими на этой неделе в Москве злыми заявлениями по поводу слов Грибаускайте о террористическом государстве. Председатель парламента России Сергей Нарышкин во вторник предупредил главу Литвы, что ее якобы ждет печальная судьба бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. Точно так же «говорит» и посол в Вильнюсе: «Кстати, как сложилась политическая карьера „великого патриота Грузии“? Это хорошо известно. Сейчас он живет в США, а в Тбилиси его ждут допросы в десятке уголовных дел».