Кризис, который переживает российская экономика, ощутимо сказывается и на Казахстане, входящем в общее с Россией таможенное пространство. Пока трудности национальной экономики не стали очевидными, хотя статистика демонстрирует постепенное снижение темпов роста валового продукта. Вероятно, для Казахстана также будет болезненно падение цен на нефть, ведь добыча минеральных ресурсов составляет более 17% ВВП, что почти в два раза больше, чем аналогичный показатель для России. В недавнем докладе Национальный Банк РК также отнес к числу факторов, создающих угрозу для казахской экономики, «геополитическое напряжение вокруг Украины, ослабление российского рубля, замедление роста в европейской и китайской экономиках».

К политическим и экономическим рискам ближайших лет в Казахстане относятся достаточно серьезно. Недавно Назарбаев заявил, что, по его мнению, «ближайшие годы станут временами глобальных испытаний в мире и для нас тоже». Правительство Казахстана вынуждено наравне с руководством России искать ответы на экономические вызовы и разрабатывать свою программу преодоление кризисного периода. Возможно, какие-то ответы, опробованные на казахстанской почве, будут интересны и россиянам.

Теоретически ответом постсоветских государств на экономические проблемы может быть либо попытка «переждать» кризис, либо попытаться восстановить темпы собственного экономического развития за счет привлечения крупных инвестиций. Либеральные экономисты видят источник инвестиций в изменении финансового климата и привлечении больших объемов иностранных инвестиций, другие эксперты — видят выход в широком использовании государственных денежных ресурсов и реализации масштабных инфраструктурных и промышленных проектов.

На текущий момент, официальная Москва еще не озвучила свои стратегические планы в вопросе обеспечения экономической стабильности в ближайшие годы. Но Астана уже объявила о принятии своей стратегии, которую региональные эксперты определяют как «наступательную». Фактически этот комплекс мер начал реализовываться еще в сентябре-октябре, но официально был провозглашен ноябрьском обращении Нурсултана Назарбаева, как новая экономическая политика «Нурлы жол».

В основе этой политики лежит отказ от ставки на удержание ситуации вплоть до изменения внешней конъюнктуры, а попытка «пойти на прорыв», добиться изменения экономической ситуации за счет внутренних ресурсов и политических мер. Источником финансовых ресурсов для «Нурлы жол» должны стать средства Нацбанка, а также Национального фонда РК, где аккумулируются доходы от экспорта нефти. Отдельные элементы «Нурлы жол» в чем-то схожи с американским «новым курсом», ставшим ответом на события «великой депрессии» 1930-х. Предполагается оживить экономику за счет новых транспортных проектов по модернизации транспортной инфраструктуры, активизации кредитования малого и среднего бизнеса, страхования проблемных банковских кредитов. «Выстрелить» программа должна в 2017 году, когда в Казахстане пройдет международная выставка «Экспо», которая должна привлечь в страну массу иностранных туристов и инвесторов и дать сильный толчок экономическому развитию РК.

Работа в кредитной сфере началась еще до программного выступления Назарбаева. Нацбанк по итогам октября 2014 года сообщил, что увеличил «Фонд проблемных кредитов», предназначенный для выкупа у банков прав на требование проблемных займов, на 250 млрд. тенге (1,4 млрд долл. США). Еще 200 млрд. (1,1 млрд долл. США) было выделено на непосредственное кредитование бизнеса при общей массе действующих кредитов в 12 трлн. (650 млрд долл. США) тенге. По замыслу властей эти меры должны позволить оживить кредитный рынок страны и стимулировать выдачу новых займов банками. По оценкам автора, эти средства могут позволить увеличить кредитование экономики в течение следующего года до 10%, конечно, при условии целевого расходования.

В рамках транспортной программы Казахстан планирует создать два логистических кластера, которые должны превратить страну в транзитный маршрут между КНР и Каспийским морем. Первый из них «Хоргос — Восточные ворота» транспортная система, завязанная на пограничный пункт на границе с Китаем в Хоргосе, через который в страну поступает поток китайских товаров, частично, следующий дальше в Россию и Европу по железнодорожной магистрали Чунцин-Синьцзян-Европа. В последнее время Хоргос потеснил даже киргизскую реэкспортную торговлю, которая считалась магистральной дорогой китайской продукции в регион, в значительной мере обеспечивающей развитие самой киргизской экономики.

К Хоргосу планируется «подключить» модернизированную систему автомобильных и железных дорог, которая позволит либо вывозить доставляемые грузы на Север, либо доставлять в каспийские порты. Их емкость также планируется значительно расширить и создать новые железнодорожные ветки и паромные переправы, которые помогли бы ускорить оборот грузов.

Все эти меры должны по цепочке запустить развитие других отраслей. В частности, спрос на строительные материалы должен потребовать создание новых производственных мощностей, новые предприятия — будут нуждаться новых магистральных линиях электропередачи и т.п. В общей сложности, предполагается, что инвестиционные программы позволят создать до 200 тысяч новых рабочих мест в 2015-2017 гг. Контуры развития промышленности Казахстана пока еще недостаточно четкие. По данным Нацбанка, около 26% от массы кредитов выделяемых по государственным программам малому и среднему бизнесу направляются на нужды пищевой промышленности. Также среди приоритетных проектов в своем недавнем выступлении Назарбаев назвал «Индустриальный нефтехимический парк» близ Атырау, проект запущенный еще несколько лет назад. На завершение его строительства планируется выделить 65,8 млрд. тенге (350 млн долл. США), каковые расходы беспрецедентны даже по меркам текущих инвестиционных программ.

Кроме казахстанских средств, которые вливаются в экономику из ресурсов Национального банка, Астана возлагает надежды на инвестиции международных финансовых институтов, к которым имеет доступ как развивающаяся экономика. Власти заявляют о том, что Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЕБРР и ИБР готовы выделить около 9 миллиардов долларов в 90 различных проектов в Казахстане, впрочем, не сообщая о сроках и порядке выделения этих средств.

Проблема крупных инвестиционных проектов в том, что они могут спровоцировать неконтролируемый рост денежной массы. По официальным данным, за январь-октябрь 2014-го денежная масса в РК выросла более чем на 16% против 10% за весь 2013 год, причем этот рост опережает увеличение золотовалютных резервов, что создает риски инфляции, «перегрева» экономики и перекредитованности экономики и населения, что грозит уже социальными проблемами.

Некоторые трудности в сфере инфляции наблюдаются уже сейчас, в январе-октябре ее уровень для тенге составил 7,6%, что превышает и совокупную инфляцию прошлого года, и ранее оглашенные прогнозы МВФ для 2014-го. В Нацбанке, видимо, прекрасно понимают риски выбранной стратегии и стремятся избежать перегрева кредитного рынка и массового «закабаления» потребителей-должников. В частности, директивно запрещен бесконтрольный рост числа необеспеченных потребительских займов, которые не должны составлять более 30% от размера банковского портфеля.

Если казахская «Нурлы жол» окажется успешной, то это будет иметь положительные последствия для других государств региона, так как экономический рост в Казахстане косвенно затронет и их рынки, в том числе в результате увеличения спроса на многие экспортируемые товары. Однако казахские успехи также частично зависят от экономической динамики соседей, в частности, транспортные проекты Казахстана будут прибыльны при сохранении и рост торгового оборота между КНР и ЕС, а также Россией, а рецессия в соседних странах может привести к сокращению экономической эффективности маршрута Чунцин-Европа.

Впрочем, с теми или иными рисками связана любая экономическая стратегия, которую так или иначе сейчас приходится вырабатывать всем государствам мира. Перемены на глобальном рынке и обострение политических противоречий бросают вызовы, на которых приходится давать ответ, чтобы, если не избежать «глобальных потрясений», то хотя бы смягчить их для собственного населения.