На четвертом заседании VII сессии краевого парламента во втором чтении принят закон «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае».

Как сообщили ИА REGNUM в краевом парламенте, в соответствии с принятым законом представительные органы муниципальных районов в крае избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Главы же муниципальных образований будут избираться представительным органом муниципального образования из своего состава. Эту поправку между первым и вторым чтением законопроекта внес губернатор края Виктор Толоконский.

Во время обсуждения поправки зампредседателя Заксобрания Всеволод Севастьянов поинтересовался, как теперь быть тем муниципальным образованиям, где в уставах записано, что выборы глав проводятся на основе всеобщего избирательного права. Представлявший законопроект зампредседателя Законодательного собрания, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко пояснил, что закон предусматривает процедуру внесения соответствующих изменений.

По словам Клешко, на территориях, где захотят сохранить процедуру избрания главы посредством прямых выборов, представительный орган власти может инициировать законотворческую инициативу об изменении краевого закона в отношении своей территории. То есть районный совет должен будет на сессии простым большинством голосов принять решение о модели выборов и направить инициативу в Законодательное собрание. По каждой такой территории будут приниматься отдельные изменения в закон края. Срок полномочий представительных органов муниципальных районов и глав муниципальных образований в Красноярском крае в соответствии с принятым законом будет определяться уставом соответствующего муниципального образования.

После парламентской дискуссии по этому вопросу губернатор края попросил депутатов одобрить предложенную им поправку. За принятие законопроекта во втором чтении высказался 31 депутат, против — 10. Документ обрел статус закона края.

Как пишет «Коммерсантъ», горсовет намерен воспользоваться тем, что местные советы депутатов могут выходить в Заксобрание с инициативой о возвращении прямых выборов. Об этом заявил мэр Эдхам Акбулатов.

Как объяснил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM красноярский политолог Сергей Комарицын, соответствующий закон края принимают по двум причинам: «Первая связана с контролем над городом Красноярском. Потому что Красноярск потенциально опасен для краевой власти. В свое время ни Александру Лебедю (губернатор Красноярского края с 1998 по 2002 г. — прим. ИА REGNUM), ни Александру Хлопонину (губернатор края с 2002 по 2010 г. — прим. ИА REGNUM) не удалось взять город под контроль, потому что был Петр Пимашков (глава Красноярска в 1996-2011 годах — прим. ИА REGNUM) — серьезная фигура. Нынешний мэр (Эдхам Акбулатов — прим. ИА REGNUM) довольно лоялен, ориентирован на Толоконского, на краевую власть. Но даже им не все довольны. И есть люди, которые хотели бы поменять власть в городе».

Вторая причина, по словам эксперта, это то, что в 80% процентах муниципалитетов в марте заканчиваются сроки полномочий глав. То есть в сентябре, в единый день голосования, там должны были пройти выборы. «После того, как Путин в послании говорил о расширении прав местного самоуправления, по всей стране очень многие, в том числе, например, в Иркутской области, вернули прямые выборы. Это произошло совсем недавно. У нас в крае тоже в некоторых муниципалитетах вернули прямые выборы. 14 сентября текущего года у нас вместе с губернаторскими были выборы глав в Назарове и в Зеленогорске, там тоже поменяли уставы, вернули прямые выборы. В Назарове победила кандидат от „Патриотов России“. В Зеленогорске у коммунистов были хорошие шансы. Ачинск — третий город края по населению и по значению. Там в следующем году должны быть выборы главы, однако сейчас непонятно, как это все будет там происходить», — объясняет Комарицын.

«Я считаю, что краевая власть не контролирует ситуацию на территориях, у нас постоянные скандалы, конфликты, голодовки. Таких случаев довольно много, и далеко не все попадали в СМИ. Власть контролирует ситуацию функционально и административно, но никак не политически. И видимо краевые власти боятся, потому что многие хотели вернуть прямые выборы, особенно дееспособные мэры. Зачем им эта вся двухступенчатая система и зависимость? Здесь интересно другое — позиция наших депутатов Законодательного собрания. 30 с лишним человек поддержали эту схему. Это как характеристика нашего депутатского корпуса, который в полном составе говорил совершенно обратные вещи еще недавно», — подытожил политолог.

Иной позиции по этому вопросу придерживается красноярский политолог Юрий Москвич. По его словам, «соответствующую задачу поставил для всей страны президент России». «Именно он потребовал от Федерального собрания изменения правил формирования местных органов власти. С его точки зрения, сложившаяся экономическая, социальная ситуация резко отличается от 1993 года, когда принималась Конституция, в которой не было прописано детально, что такое местный уровень власти. Что произошло за эти 20 лет с точки зрения тех людей, которые готовили для президента эту реформу? Первое: основное количество населения России живет в больших городах. 35 городов в России с населением больше 500 тысяч человек производят основное количество валового внутреннего продукта. Но при этом, — рассуждает политолог, — они не входят в систему государственной власти. Хотя в Конституции есть некая фраза, которая обязывает региональные и федеральные органы власти формировать систему местного самоуправления, но окончательно этот вопрос не был решен. Таким образом, первая причина, которая подвигла президента к такой реформе, очевидна. Ему хочется сохранить в тяжелые экономические годы контроль над основными ресурсами экономического развития страны».

«Вторая причина мало обсуждается, но она существует. Основное недовольство социальным развитием в стране сейчас уже оказывают не бедные и не жители сел и малых городов России. Основное количество новых рассерженных — это жители больших городов. Это новый социальный слой среднего класса, образованного, настроенного на самореализацию, самоактуализацию. И совершенно очевидно, что их требования уже необходимо учесть. И эти люди требуют разных вариантов действий, их не устраивает эта формальная процедура выборов мэров городов. Когда на выборы приходит 15-18-20 процентов населения. Причем это особый тип населения. Это муниципальные служащие, которые ориентируются на сигналы из администраций районов и городов, это социально ослабленные группы и так далее. Но почему на выборы не ходит основное население городов — активное? Потому что оно полагает, что это стало пустой формальностью», — говорит Москвич.

По его словам, когда в Красноярске обсуждалась реформа местных органов власти, «все единодушно решили, что ничего трогать не надо, воспользовавшись компромиссом в Госдуме, по которому окончательное решение было передоверено региональным органам власти». Как считает Юрий Москвич, во время предвыборной кампании Толоконский согласился с этим мнением больших элитных групп, так как ему нужно было «устанавливать с ними диалог».

«Я думаю, что после выборов, когда губернатор столкнулся с экономической и социальной реальностью в крае, это вызвало у него много вопросов. Толоконский отличается от прежних губернаторов Красноярского края тем, что он очень любопытен, он много встречается с разными представителями общественных организаций, с большим количеством людей. И они ему говорят, что край и Красноярск находятся в очень сложной социальной и экономической ситуации, что нужно что-то делать. В настоящее время сохранять прежнюю неторопливую местную власть уже невозможно. И губернатор вынужден был пойти на этот шаг», — подытожил политолог.