В Москву приехал с официальным визитом Предстоятель Православной Церкви в Америке (ПЦА) митрополит Тихон. Совершенно ясно, что он приехал в Россию наводить мосты, причем в ситуации, когда речь идет буквально об обмене ядерными ударами и о физическом выживании человечества, что любая церковь не может игнорировать до тех пор, пока она остается Церковью, ввиду того, что такого рода события с духовной точки зрения имеют тот же вес, что и с чисто материалистической. И невозможно отрицать мудрость посла Теффта, который, понимая важность символических действий вообще и значение православия для России в частности, несмотря на личное отношение к этому кризису, свой первый прием в России дал в честь православного иерарха митрополита Тихона.

На этом приеме Джон Теффт, собственно, и не скрывал то значение, которое имеет этот визит, и с редкими для дипломатического ведомства откровенностью и здравомыслием сказал: «Не секрет, что политические отношения сейчас натянуты. Но меня всегда вдохновлял тот факт, что когда встречаются религиозные деятели, это говорит о том, что дружба продолжается».

Сейчас, когда выведены из игры те силы, которые во время Карибского кризиса сумели наладить неофициальный канал обмена мнениями и тем самым помогли предотвратить катастрофу, нам всем крупно повезло в том, что в США есть собственная Православная Церковь, к которой Правительство США может обратиться с просьбой о выполнении столь деликатной и ответственной миссии. Но не следует забывать, что Американская Православная Церковь способна выполнять эту миссию только постольку, поскольку Русская Православная Церковь Московского Патриархата признает ее частью Единой, то есть кафолической Православной Церкви. Что плохо совмещается с поддержкой Православной Церковью Америки общеизвестных интриг Константинопольского Патриарха в Эстонии, на Украине и в Израиле.

И уж совсем ни в какие ворота не лезет поддержка любой церковью таких экстремистских групп, как Pussy Riots, причем нетрудно догадаться, что если такая поддержка имеет место, то она политически мотивирована, от чего не имеет иммунитета ни одна церковь. Тем более странно, когда церковные деятели, позволившие в своих епархиях такого рода высказывания множества своих прихожан и даже иерархов, отказывают Московскому Патриарху в праве быть патриотом своей страны и поддерживать свое правительство. Более того, к сожалению, такого рода поддержка Московским Патриархатом президента России Владимира Путина объявляется чуть ли не ересью, чуть ли не изменой православию, что, конечно, несовместимо с нормальными церковными отношениями.

Но ведь это придает Московскому патриархату неожиданный вес в делах других Православных Церквей, несмотря на их автокефальность. И что еще важнее, этот вес проявляет себя без ущерба для их лояльности правительству страны пребывания, так как вышеописанная миссия православной церкви в Америке возможна только в том случае, если она поддерживает нормальные церковные отношения с Московским Патриархатом. И правительство США должно быть больше всех заинтересовано в том, чтобы эти отношения оставались именно такими, так как если они нарушатся, то с точки зрения «русских» американские православные просто перестанут ими быть и превратятся в еще одну разновидность протестантов в красивых ризах, которых на Западе и так хватает.

Спецификой ситуации в США является то, что православная Церковь в Америке, получившая автокефалию из рук Московского Патриархата (с подачи митрополита Никодима Ротова) именно для противодействия антисоветской Русской Православной Церкви за Рубежом, сейчас, после распада СССР и объединения Церквей, стала убежищем для тех членов РПЦЗ, которые и после объединения отказываются молиться за Патриарха Кирилла. Между тем, за последние годы в ПЦА перешло множество англикан, методистов и епископатов, которые бежали от всем известных злоупотреблений в «родных» церквях. И в результате ПЦА оказалась разделена на две партии: «русскую» и «американскую», причем русская партия отличается искренней и глубокой ненавистью не только к нынешней России и ее лидеру, но и к патриарху Кириллу, который «смеет» поддерживать этого лидера во внутрироссийской политической борьбе.

А вот «американская» партия ПЦА как раз отличается симпатией и тягой к России и ее лидеру, вплоть до резко критического отношения к Константинопольскому Патриарху и его интриг в Эстонии и на Украине. Более того, именно американская часть ПЦА желает вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата, что связано с тем, что само название Православной Церкви в Америке в немалой степени раздражает другие Православные Церкви в США, организованные по этническому принципу. Получается, что они находятся у ПЦА «в гостях», и это в немалой степени препятствует нормальному и естественному сближению «этнокультурных» церквей в США.

С другой стороны, за пределами церкви на низовом уровне такое сближение воспринимается многими как антиамериканское. Очевидно именно последнее обстоятельство сыграло свою роковую роль, когда предстоятелем ПЦА был избран глава «американской партии» митрополит Иона и со свойственной американцам практичность и организованностью начал процесс сближения с РПЦ МП и организацией всеамериканского Православного собора. Но, очевидно, в какой-то момент митрополит Иона забежал вперед паровоза и был смещен самым скандальным и неканоническим образом, причем подробности этого смещения таковы, что публикация их в печати может оказаться грязным пятном на всей православной церкви, а не только православной церкви в Америке.

А Московский Патриархат, в силу вышеприведенных обстоятельств обладая немалым весом в делах ПЦА и других православных церквей в Америке, очевидно, не сумел правильно оценить степень своего влияния и остановить этот скандал. И в результате «американская партия» в ПЦА была разгромлена, все люди доброй воли в США, которые знали об этих событиях, оказались деморализованы, и даже президент Обама, который до этого всячески поддерживал ПЦА, потерял к ней интерес (что очень ярко проявилось в традиционном приглашение лидеров христианских церквей на Пасхальный завтрак в Белый Дом).

А потом мы удивляемся, почему в США так мало людей, которые могли бы объяснить остальным американцам, например, значение для России Севастополя и Херсонеса. Людей достаточно, просто у них кляп во рту. Более того, не будет слишком смелым предположение, что если бы митрополит Иона не был смещен и в США состоялся бы Всеправославный Собор два года назад, то с учетом влияния антиправославных и антихристианских сект на события на майдане год тому назад нынешний кризис был бы невозможен, и послу Теффту не пришлось бы прибегать к помощи митрополита ПЦА для расхлебывания смертельно опасной каши, которую заварили антихристианские силы США.