«Я большой сторонник Союзного государства, надо делать и дальнейшие шаги в этом направлении. Но политика должна быть откорректирована. Иначе мы так и не сойдем с мертвой точки бюрократии и болтологии», — заявил корреспонденту ИА REGNUM 8 декабря замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.

«Для России, как и для Белоруссии, интеграция — это спасение, — сказал эксперт. — Это шанс для Минска не только избежать международной изоляции, но и стать полновесным и значимым субъектом международных отношений. Экономические возможности — а Белоруссия, в отличие от других бывших советских республик, полностью сохранила свой промышленный потенциал — огромны. Результаты плодотворного сотрудничества могли бы превзойти все возможные ожидания. Для России же это возможность играть куда большую роль в мировой экономике, да и политике тоже, нежели она играет сейчас. В рамках реализации этих возможностей и создавался Таможенный Союз, что можно было бы только приветствовать. Но было осуществлено далеко не все. Есть очень нехорошие признаки аморфности Союза. И причиной тому — ошибочные действия России и подчас незаконные, преступные действия белорусских властей».

«Мы споткнулись на таможенной зоне. Иначе это не назовешь, — пояснил Суздальцев причину проблем в российско-белорусских отношениях. — Сначала пустили дело на самотек в 1995 году, когда отказались от всякого контроля на границе с Белоруссией. В результате уже в 1998-м пришлось восстанавливать в полном объеме таможенные посты. Мы совершенно не учли подводных камней во внутренней политике Белоруссии. Не подумали о том, что Лукашенко может начать свою игру, направленную на лавирование между Россией и Западом. А именно это мы и наблюдаем все эти годы существования Союзного государства. Пользуясь нашими ошибками, порой непозволительной доверчивостью, Минск превращает переговорную площадку в орудие шантажа России. Мы уже наблюдали подобные действия Лукашенко и в вопросе о признании статуса Абхазии и Южной Осетии, и в вопросе Крыма. Получается, что Россия готова действовать в наших общих с братским народом интересах, а Белоруссия — отнюдь».

«Мы начали в 90-е годы и продолжаем сейчас политическую интеграцию, не создав необходимой экономической базы, — добавил Суздальцев. — В договоре 1999 года все, казалось бы, прописано. И о едином таможенном пространстве, и о единой валюте. Не учли только одного — есть ли механизмы, позволяющие все это контролировать? Есть ли реальные экономические предпосылки для полноценного существования Союза? А экономики-то как раз и нет. В результате, с 2002 года наши экономические отношения окончательно впали в состояние стагнации. И только сейчас, в свете происходящих событий на Украине, ситуации с санкциями, наше руководство осознало, что белорусские партнеры нас постоянно обманывают. Идет сплошным потоком контрабанда товаров из Евросоюза, и мы только сейчас предприняли попытки взять ситуацию под контроль и пресечь подобные процессы».

«В любом случае, нам необходимо продолжать процесс интеграции с Белоруссией, — заключил эксперт. — Нужны капитальные изменения в нашей политике. Процесс должен быть дебюрократизирован. Мертворожденные ведомства Союзного государства не в состоянии осуществить необходимые перемены. Нужно дать больше возможностей высказываться самим гражданам наших государств. Пришло время, чтобы народ сказал свое слово».

Напоминаем, что 25 ноября Россельхознадзор объявил о восстановлении таможенного контроля на российско-белорусской границе. Это было связано с крупномасштабным нелегальным ввозом продукции из стран Евросоюза. Таможенный контроль на границе России и Белоруссии был отменен с 1 июля 2011 года.