Транспортники пяти стран региона подписали документ об определении маршрута железной дороги, которая соединит Иран, Афганистан, Таджикистан, Киргизию и Китай, об этом сообщается на сайте Минтранса Таджикистана.

По данным Министерства транспорта Таджикистана, в ходе встречи обсуждался не только маршрут будущей железной дороги, но и размер колеи железнодорожных путей, а также проведение технико-экономического обоснования проекта.

Участники заседания подписали первый документ: Протокол по соединению железнодорожных путей пяти стран. Однако, по мнению специалистов, для достижения цели предстоит проделать большую работу. «Главным вопросом было то, в каком состоянии находятся железные дороги в этих странах, так как каждая из стран придерживается своих правил и стандартов. Основная цель сейчас — прийти к единому мнению и принять общие стандарты, к примеру, по ширине колеи дорог, которые значительно разнятся, и это не позволяет соединить пути», — говорится в сообщении Минтранса.

Напомним, что ширина колеи в Иране и Китае (1435 мм) не соответствует размерам, которые приняты в Таджикистане и Киргизии (1520 мм). Однако этот вопрос был решен на прошедшей встрече транспортников, когда стороны пришли к соглашению взять за основу размеры, принятые в Иране и Китае.

Вопрос о реализации проекта по строительству железной дороги от Китая до Ирана через Киргизию, Таджикистан и Афганистан активно обсуждался в 2010 году. Тогда правительство Ирана выделило Таджикистану грант в размере $1млн на проведение экономической оценки таджикского участка указанной железной дороги. Эта работа была возложена на иранскую компанию «Метро». Позже была озвучена предварительная стоимость таджикского участка в размере свыше $3,2 млрд.

Инициатива о соединении железных дорог принадлежала Ирану, который озвучил это предложение в 2010 году, однако страны в течение 4 лет не смогли прийти к единому мнению и принять общие стандарты. Постепенно наличие альтернативной железной дороги стало актуальным для всех стран — участников.

Протяженность железной дороги Таджикистана составляет 1260,9 км, в том числе главных путей — 679,9 км. Железнодорожное сообщение Таджикистана со странами бывшего СССР зависит от Узбекистана, через который проходят транзитом все грузы в страну. Такая же ситуация и с Киргизией, которая выходит на железнодорожные коммуникации СНГ через территорию Казахстана. На идею создания альтернативных путей сообщения эти страны натолкнули вечно возникающие проблемы на границе с Узбекистаном и Казахстаном, которые под разными предлогами задерживают грузы и проводят проверки.